Виктория Аль Али – журналист. Стать главредом глянца она мечтала еще в детстве и, не найдя в Беларуси подходящих изданий вроде Vogue, решилась на собственный журнал. Назвала Dzichka. Летом вышел пилотный номер, сейчас готовится следующий. Мы спросили у Виктории, как делается такой проект и сколько это стоит.
Авторы и фотографы отработали бесплатно
Виктория Аль Али задумала свой журнал для тех, кто интересуется модой, творчеством и дизайном, чувствует стиль и эстетику. Для тех, кто хочет лучше узнать культурный код и дизайнеров своей страны.
– Почему «Дичка»? Я искала слово, которое имело бы отсылку к Беларуси и белорусскому языку и не имело прямого аналога в русском. Во-первых, это отсылка к диким яблокам, которые многие из нас собирали в детстве. Во-вторых, у слова интересное звучание: «дичь» как что-то необычное, непонятное. В-третьих, «дикий» для меня равно «смелый». Должна признаться: чтобы заняться этой историей, нужна космическая смелость.

Виктория Аль Али и первый выпуск журнала.
Миссия журнала – объединение и поддержка белорусского творческого сообщества, а также популяризация национальной культуры. В Беларуси много талантливых дизайнеров, художников и стилистов, которые, к сожалению, не всегда готовы или умеют заявлять о себе, считает Виктория. Dzichka дает им голос и платформу.
Пилотный 112-страничный номер журнала вышел тиражом 130 экземпляров. Этот выпуск стал для Виктории проверкой собственных сил. Работа над ним велась открыто, через челлендж в Instagram. Как издатель и главный редактор, Виктория отвечала за концепцию и сбор «фактуры». Контент формировался из материалов, присланных откликнувшимися авторами и фотографами, которые работали бесплатно. На добровольных началах в проекте поучаствовали и графический дизайнер, сверставший весь журнал, и дизайнер обложки.
Стартовыми инвестициями стали личные накопления Виктории и финансовая поддержка мужа.
Пилотный выпуск показал, что проект не просто жизнеспособен, но и вызывает большой интерес у творческого сообщества.

– В Беларуси не хватало собственного глянца, который говорил бы исключительно о нас: брендах, проектах и темах, значимых для белорусов.Мы меняем сложившуюся ситуацию с ориентацией на зарубежные недели моды. Наш акцент – на событиях внутри страны. Задача журнала – подсветить, что белорусская фешен-сфера жива и активна.
«Готова к тому, что первые номера могут быть убыточными»
Сейчас Виктория оформляет документы и готовит официальный зимний выпуск. Спонсоров пока нет: глянцевый журнал в Беларуси – рискованная ниша.
– Ставка делается на рекламу и прямые продажи. Несмотря на трудности с поиском рекламодателей из-за небольшого тиража и молодости проекта, команда продолжает работу. Зимний номер выйдет тиражом 299 экземпляров. Тираж повышать не стану, пока текущее количество экземпляров не будет стабильно распродаваться. Я готова к тому, что первые номера могут быть убыточными, и планирую инвестировать в проект доходы от основной работы. Тем не менее считаю продажи ключевым показателем востребованности: если второй номер не купят (пилотный разошелся среди партнеров и блогеров), смысла в существовании журнала нет. Издавать бесплатный альманах не вижу смысла, так как готовность платить подтверждает спрос на продукт.
Виктория признается, что самой большой трудностью для нее стало официальное оформление издания.

– Для запуска своего бизнеса на первом месте стоят бумажки: бухгалтерия, документы, составление договоров, налоги, просчет рисков, расчеты со всеми контрагентами и так далее. Это наименее вдохновляющая часть, но без нее никак. Бюрократия занимает не меньше места, чем творческое взаимодействие с командой. Сложная, но обязательная часть работы – юридические нюансы. Было трудно найти квалифицированного юриста, специализирующегося именно на медиаправе, но у нас получилось.
«Только типография обошлась в 47 рублей за экземпляр»
В Беларуси уже были глянцевые издания: Dolce Vita, «Большой», «ЭШ», Fashion Collection, – однако все они закрылись. Казалось бы, создавать журнал, когда информацию о чем угодно можно получить из интернета, не самая практичная идея. Но издатель «Дички» так не считает.
– Ни сайт, ни соцсети не передают чувство обладания и тактильное удовольствие от предмета в руках. Поэтому обложка нашего журнала сделана с покрытием софт тач, чтобы его было приятно трогать и ощущать.
Мы стремимся, чтобы каждый выпуск стал для читателей артефактом, который хочется хранить или использовать как интерьерный объект. Не гонимся за сиюминутными трендами, а закладываем смыслы. И спустя полгода контент останется актуальным: здесь нет информационного шума, только чистое вдохновение.

Пока планируемый выход журнала – раз в три месяца. В идеале, говорит Виктория, хочется выходить чаще – раз в месяц. Но она за реальный подход. И ежемесячный формат будет только после готовности аудитории регулярно покупать журнал, когда оптимизируются расходы на печать и себестоимость издания. А расходы внушительные.
Если журнал выходит раз в три месяца тиражом 1 000 экземпляров, то годовые затраты составляют порядка 400 000 рублей.
Это примерная цифра на четыре выпуска.
– В эту сумму мы закладывали оплату труда всей команды: журналистов, фотографов, стилистов, а также расходы на организацию съемок. Важно отметить: мы брали цены по минимуму, даже чуть ниже средней рыночной стоимости услуг. То, что в пилотном выпуске вся команда работала исключительно за идею, позволило увидеть реальную себестоимость производства, которая сводилась только к расходам на печать. Но и она впечатляет: только типография обошлась нам в 47 рублей за экземпляр.

Дополнительно Виктория потратилась на упаковку: заказала 50 конвертов по 60 рублей за пачку (две пачки для рассылки). Еще 74 рубля стоила печать для штампов на конвертах, чтобы они выглядели красиво.
– Также были расходы на отправку блогерам через «Европочту». Одна отправка обходилась примерно в 5-10 рублей. Всего таким образом отправили в районе 30 экземпляров. Около 15 минским блогерам мы доставляли номера на такси. Стоимость одной поездки варьировалась от 10 до 20 рублей.
Каждый номер журнала будет тематическим. Пилотный выпуск посвятили теме «Когда-нибудь уже наступило». Авторы сфокусировались на информационном ритме жизни, цифровых технологиях и искусственном интеллекте. В работе над будущими номерами решили углубиться в национальную идентичность.
– У нас запланирован отдельный выпуск, посвященный белорусскому культурному коду. Мы погрузимся в историю: изучим, в чем ходили наши предки, как отличается национальный костюм в разных регионах страны. Отдельное внимание будет уделено льну. Это материал, по которому, без преувеличения, узнают Беларусь.
«Людям нужно что-то душевное, что поможет заземлиться»
Журнал для команды – это хобби-проект. Все работают над ним по вечерам и выходным.
– Для всех, включая девушек, которые сейчас ведут Instagram, это чистое увлечение. Мы созваниваемся онлайн после основной работы, обычно в половине восьмого или в восемь вечера. По выходным занимаемся версткой. Все материалы пишутся авторами в свободное для них время.
Сроки создания номера разнятся. Например, летний выпуск готовили очень долго: собирали тексты, потом неоднократно пересобирали весь макет. На этот зимний номер запланировали ориентировочно полтора-два месяца. За это время команда должна успеть разработать концепцию, собрать все журналистские материалы, провести необходимые съемки и сверстать номер.

Создание журнала – не основная работа Виктории.
Пока проект только набирает обороты, Виктория занимается основной работой, пишет для другого издания.
– Как только пойму, что могу полностью перейти в наш журнал, зарабатывать им, так и сделаю. Не успевать работать на двух работах – это мой стимул к росту. Тогда уйду с основной работы, и мы начнем выпускать журнал с большей периодичностью.
Пока сложно сказать, насколько проект окажется прибыльным. Главный риск, отмечает Виктория, конечно, финансовый. Редакция не выживет только на продажах, так как массово читатели за высокую цену журнал покупать не станут. Потребуется около года, чтобы понять готовность аудитории к покупке печатного глянца.
– Не хочется, чтобы у людей складывалось впечатление, что проект дается легко. Запуск любого дела – это огромный труд, требующий много сил, времени и, главное, желания. Верю, что мы сможем заработать и наше издание полюбится белорусам. Сейчас людям нужно что-то душевное, что поможет заземлиться и останется не только в ленте Instagram, а на книжной полке или даже на чердаке. Чтобы потом, когда вы станете бабушкой, то могли показать своей внучке: «А у нас были вот такие журналы». И, может быть, ваша внучка вдохновится этими журналами и вашим гардеробом, ведь тренд на винтаж сейчас очень актуален.
Виктория уверена, что издание найдет свою аудиторию, а команда сможет работать не только за идею, но за достойное финансовое вознаграждение.
– Я слежу за журналистами, смотрю за развитием печатной прессы. Мне бы очень хотелось поработать, например, в той же «Москвичке» в России, посмотреть, как там все устроено, заглянуть за кулисы журнала «Чтиво» или «Мнение редакции». Но прекрасно понимаю: эти издания запускаются с огромными бюджетами. У людей есть деньги, и они вкладывают их в дело. У меня такого нет. Я запускаю этот проект с нуля, можно сказать, «на коленке». Но мы вырастем, и в конечном счете наш журнал станет стартовой площадкой для многих будущих знаменитых людей: крутых творцов, вдохновителей и профессионалов своего дела.
