Официальная статистка по итогам 2025 года будет доступна в начале следующего года ближе к марту, но уже можно сделать вывод, что цифры превысят показатели доковидного периода. Так, экспорт туруслуг по итогам 10 месяцев текущего года относительно аналогичного периода 2024 года превысил 144%.
Кто едет в Беларусь?
Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович отметила, что скорее всего результаты 2025 года будут одними из лучших за период развития туризма в стране. Осталось еще подвести итоги ноября и декабря, которые прогнозируются также успешными в связи с новогодними и рождественскими праздниками.
– Наверное одним из показателей является безвиз, который открывает возможности приехать к нам и воздушным транспортом, и наземным через Польшу и Литву. И туристы едут.
Прирост экспорта услуг для России превысил 147%. Наиболее популярными для россиян являются такие виды услуг, как санаторно-курортные, агроэкотуризм, промышленный туризм, шоппинг-туры, событийный туризм, а также тур «Беларусь замковая».
Доступны ли цены?
Цены на туруслуги в Беларуси складываются в зависимости от направлений, а также спроса и предложения.
– Что касается историко-культурного наследия тут у нас цены выдерживаются. В санаториях цены варьируются.
Как сообщила начальник отдела маркетинга государственного учреждения «Санаторий «Юность» Управления делами Президента Республики Беларусь Евгения Поживилко, средняя цена койко-дня в санатории составляет 326 рублей с питанием, проживанием и использованием бассейна. Средняя путевка обошлась в 1860 рублей.
– Эти цены доступны скорее для россиян, нежели белорусов, тем не менее по доступной статистике видим, что в числе отдохнувших есть и 36% граждан Беларуси.
Как отметил директор государственного учреждения «Национальное агентство по туризму» Дмитрий Морозов, под каждого клиента можно найти предложения, есть более бюджетные санатории с ценой от 100 рублей за сутки.
– Медобслуживание, близость к Минску. Все эти факторы влияют на ценообразование. Сложно однозначно говорить о ценах, тяжело посчитать сопутствующие расходы. Например, из Москвы приезжают студенты на поезде «Ласточка» – могут переночевать в хостеле или на квартире, пообедать, выпитьчашечку кофе, а в воскресенье уехать обратно. Они тоже туристы и хорошо, если потратят 300-400 рублей. Есть и такая ниша. Есть и возможность разместиться в люкс-номерах, в пятизвездочных и четырехзвездочных гостиницах. Понятно, что там цены будут сопоставимы с международными курортами.
По мнению Дмитрия Морозова, для представителей среднего класса предложения разнообразные, а в пиковые даты сложно разместить туристов в таких популярных городах как Брест, Гродно.
– Но это открывает перспективы для инвесторов, увеличения номерного фонда, развития туристической инфраструктуры в тех точках, где спрос превышает предложение.
С кадрами проблем нет
По заверению директора департамента, проблем с кадрами в отрасли не наблюдается. Растет число аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков. Кадры готовятся как в средне-специальных, так и высших учебных учреждениях.
– Видим очень хороший прирост специалистов, плюс расширяется география. Сегодня все районы имеют своих аттестованных экскурсоводов. Нехватка кадров в сфере туризма? Такой проблемы у нас нет.
Директор агентства дополнил, что подготовка экскурсоводов также ведется и их учреждением как на вечерних курсах, так и заочных.
– Надо понимать многоплановость туристической индустрии, ведь в гостиницах, в санаториях огромное количество разнообразных должностей, направлений деятельности – от маркетологов до горничных, шеф-поваров, официантов, врачей. Может быть есть проблема с кадрами в небольших районных городах. Но это свойственно не только у нас.
