– Цифровая трансформация бизнеса – последние несколько лет об этом говорят на IT-форумах и конференциях. Можете ли вы выстроить логическую цепочку из «цифровых» понятий? Что, на ваш взгляд, несет цифровизация предприятиям финансово-кредитной сферы Беларуси? Как вы, архитектор решений, понимаете и оцениваете это понятие для себя и какие видите перспективы для банков?
– «Цифровые понятия» – это устойчивые сочетания слов, которые используются для обозначения тех или иных отраслей, методологий, продуктов, решений и подходов. Начиная их перечисление, прежде всего хотелось бы отметить роботизированные процессы – замену человека в стандартных действиях программным роботом. Далее – искусственный интеллект, позволяющий использовать существующие наработки в реализации когнитивных процессов для того, чтобы облегчать принятие решений и стандартизировать процессы. Неразрывно связаны с вышеперечисленным Big Data и машинное обучение как «подраздел» искусственного интеллекта.
С другой стороны, нельзя не упомянуть о таких чисто инфраструктурных понятиях, как, например, открытое API, которое необходимо банкам для ускорения и расширения взаимодействия с окружающей средой и для того, чтобы служить проводником услуг банка конечным клиентам. Потребность в использовании открытого API требует внедрения корпоративных шин, которые в технически сложных банковских ландшафтах предоставляют единые точки доступа к процессам, позволяют управлять функциями в этих ландшафтах.
Вообще, количество используемых понятий, терминов растет, и сегодня новые технологии возникают и переходят в эксплуатацию стремительно, больше становится алгоритмов, используемых в широком доступе, и, как в сказке Льюиса Кэрролла, начинаешь осознавать, что для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать на пределе своих возможностей, а, чтобы чего-то добиться, надо бежать в два раза быстрее. И сам по себе процесс цифровой трансформации интересен потому, что даже промежуточные его стадии уже являются достижением каких-то целей.
– Татьяна, а внедрение этих идей что дает банку? Какие преимущества получают банки?
– Для оценки экономического эффекта каждого нововведения методики могут отличаться в зависимости от сферы применения изменяемого процесса. У традиционных банков теперь есть возможность наблюдать известные примеры успешных и полностью цифровых решений для розничного кредитования, привлечения средств для инвестиций и даже «цифровых» банков. Есть среднесрочные результаты функционирования таких решений, и выводы о целесообразности внедрения банки уже могут делать не только по теоретическим выкладкам.
– Вы упомянули RPA – Robotic Process Automation, искусственный интеллект, роботизацию процессов – новую технологию, которая может и, по идее, должна заменить банковских сотрудников для повышения эффективности деятельности банков. Расскажите, как вы видите недалекое будущее банков? Без сотрудников вовсе? Это будет революция роботов?
– Мне кажется, уход банков от традиционного обслуживания клиентов «лицом к лицу» ускорится. Это сейчас основная задача банков при работе с клиентом – не ждать, пока клиент придет в офис, а самим приблизиться к нему через цифровые каналы, каждый день делая их более технологичными, более функциональными, более оперативными и с более интересными мобильными приложениями. Но в любом случае остаётся категория клиентов, которым необходимо общение с человеком и процессы, в которых банковский сотрудник незаменим.
Сказать, что банк будет без сотрудников вовсе – однозначно нельзя, даже в далекой перспективе, не говоря уже о среднесрочной. Но с каждым следующим годом банк будет однозначно более автоматизированным, понятным, с большим количеством интерфейсов для взаимодействия с клиентом. Возможно, следующий этап развития – роботы, которые контролируют роботов, поскольку контроль качества выполнения работы – это, в общем-то, тоже стандартизированный процесс.
Можно ли назвать это революцией роботов? Наверное, да, если смотреть на результат без вовлечения в процесс. Ведь еще 10 лет назад мы не предполагали, что можно будет массово использовать распознавание документов, сверку информации из документов с эталоном, имитацию работы человека за рабочим «столом» персонального компьютера, анализ работы программных комплексов без участия человека.
*партнерский материал