Доллар к концу года может вырасти до 2,15-2,2 рублей, а вот среднегодовая зарплата так и не достигнет 1 000 рублей. Такой прогноз сделала специально для читателей Myfin.by Жанна Кулакова, финансовый консультант ООО «Форекс Оптимум».
Внешние факторы никто не отменял
– Думаю, что до конца календарного года белорусский рубль ослабеет. Это может быть связано с сезонностью. Конец старого года и начало нового нередко сопровождается повышенным спросом на иностранную валюту, что приводит к ослаблению белорусского рубля.
На внутреннем рынке уже прослеживаются признаки этой тенденции. В сентябре у нас на рынке сложился дефицит иностранной валюты в 150 млн долларов, если учесть операции населения, предприятий и нерезидентов. Произошло это впервые с января. В октябре получился скромный профицит – 17 млн долларов, но если отбросить операции нерезидентов, которые традиционно выступают чистыми продавцами валюты, то мы увидим, что население и предприятия вновь выступили чистыми покупателями.
Сокращение профицита иностранной валюты и рост спроса на нее вкупе с высоким уровнем валютного госдолга создают предпосылки для ослабления белорусского рубля.
Нужно помнить и о внешних факторах. Российский рубль все так же находится во власти геополитических рисков. Сейчас он чувствует себя относительно неплохо: американские конгрессмены сделали заявление, что решение о расширении антироссийских санкций переносится на 2019 год.
Важно понимать, для девальвации в том смысле, в котором ее многие белорусы привыкли понимать, предпосылок нет: курс доллара не вырастет в два раза. Рубль в перспективе ближайших нескольких месяцев может ослабеть в пределах 2-5%.
В начале нового календарного года этот процесс может продолжаться – это тоже в некотором роде сезонность. Ее можно связать не только с ростом девальвационных ожиданий среди населения и операциями предприятий, но и с тем, что осваивается профицит бюджета. Заканчивается бюджетный год, формируется профицит, излишки денег.
Велика вероятность, что львиная доля этого профицита будет направлена на погашение долгов, а долги у нас сформированы преимущественно в иностранной валюте, если мы говорим о государственных долгах. Соответственно, не исключено, что за счет рублей, которые у нас будут сэкономлены по итогам бюджетного года, будет закупаться иностранная валюта.
Сможем ли в декабре получить «по 500»?
– Недавно от чиновников высокого уровня прозвучало заявление о том, что по итогам 2018 года выйти на среднюю зарплату в 1000 рублей не получится.
По последним данным производительность труда в годовом выражении росла чуть больше, чем на 4%, а реальные зарплаты – быстрее 12%. Разница в несколько раз. Это может говорить о том, что при повышении зарплат по-прежнему используются административные рычаги.
Это вредно и для валютного рынка, поскольку сокращает чистые продажи со стороны населения, ведет к росту покупок валюты, формированию валютных «заначек», к росту импорта. Для инфляции это тоже не очень хорошо, потому что провоцирует рост спроса на товары и услуги и может подстегивать цены.
По ценам вложимся в прогнозы
– С инфляцией все хорошо: на 2018 год у нас был заложен прогнозный показатель 6%. И несмотря на некоторое ускорение инфляционных процессов в последнее время – это тоже часто характерно до конца календарного года – совершенно очевидно, что в прогнозные 6% мы впишемся. Для Беларуси, учитывая всю предысторию, это отличный результат. Раскручивания инфляционной спирали я не ожидаю.