Могут ли продукты стоить меньше?
Продукты питания — это не валюта и не топливо. Даже одинаковые товары у разных продавцов иногда продаются по очень разным ценам.
Не станем описывать весь продовольственный рынок, но напомним некоторые общие моменты:
- Розничные магазины обязательно делают наценку к закупочной стоимости товаров. Обычно от 20% до 50%, иногда выше.
- У многих производителей есть магазины фирменной торговли. Наценка в них колеблется от 5% до 15%, что делает покупки там более выгодными.
- Есть оптовые рынки, магазины и ларьки. Они не обременяют нас сервисом, но ставят минимальную надбавку к цене и зарабатывают на обороте.
- Существуют акции, ярмарки, сезонные скидки, распродажи и другие варианты «ценопада».
Теперь добавим к известным правилам немного конкретики.
Экономим 30–40% на объемах и распродажах
Обычный человек покупает продукты оптовыми партиями крайне редко, разве что по большим праздникам. Но знать оптовые цены все равно полезно. Это именно тот предел, до которого могут подешеветь товары в рознице на распродажах и акциях (бывает и ниже, но это прямой убыток продавца).
Подсмотрим оптовые цены на сайте Flagma.by. Вот некоторые распространенные позиции:
- Свинина (в полутушах) от 90 копеек за 1 кг, для сравнения – е-доставка обещает суповое рагу по 3,99 рублей за 1 кг, а другую свинину в 2-3 раза дороже;
- Куриная разделка на Флагме от 1 рубля за 1 кг, а в интернет-магазине цена куриной разделки от 1,65 рублей до 8,95 рублей за 1 кг.
- Яйцо куриное в опте – от 75-80 копеек за 1 десяток, а в интернет-магазине – точно такие же яйца той же фабрики – 1,99 рублей за 1 десяток (А вот по акции – уже 1,09 рубля).
Список можно продолжить, однако цены опта всегда будут заметно ниже розницы.
- Некоторые оптовые фирмы имеют свою розницу, где продают товары с минимальной наценкой. Иногда по цене производителя, т.к. сами приобретают товар со скидкой от заводской цены.
- Есть оптово-розничные магазины низких цен, в которых все просто, иногда скудно, но очень дешево. Яркий пример – российская сеть Светофор. Некоторые продукты здесь на 30%-40% дешевле, чем во многих магазинах.
Выгодно ли покупать оптом в обычных гипермаркетах и магазинах?
С точки зрения арифметики – выгодно, но не особенно. В традиционной торговле есть скидки для постоянных покупателей, но обычно это несколько процентов по дисконтным картам. Однако есть акции, распродажи, «товары дня» и т.д. Во время акций актуально все написанное выше про оптовые магазины.
Списки, никаких эмоций и еще 15-50% выгоды
Важнейшее ограничение оптовых покупок – так можно приобретать только годные к длительному хранению продукты:
- мясо (при наличии морозильной камеры);
- консервированные продукты;
- крупы и крупяные изделия;
- крепкие спиртные напитки и вино.
а также товары, которые обычно покупают вместе с продуктами:
- туалетную бумагу и полотенца;
- одноразовую посуду;
- бытовую химию и т.д.
Однако, если 2 литра напитка продаются по цене 1,5 литра, а семья выпивает только 1 литр, то это не экономия, а явный убыток. То же касается всех скоропортящихся товаров.
Потому не стоит покупать оптом:
- фрукты;
- напитки;
- овощи;
- хлебобулочные изделия;
- многие мясные полуфабрикаты.
Важное преимущество оптовых закупок – они чаще делаются не по настроению, а по списку.
Главные плюсы и минусы опта
Главное преимущество оптовой закупки продуктов – экономия.
- Оптовые цены обычно на 20%-40% ниже розничных.
- Планирование покупок экономит почти столько же благодаря отказу от лишних товаров и спонтанных покупок.
Это вполне согласовывается с нашими цифрами.
Чтоб уменьшить расходы более чем вдвое, скорее всего придется менять рацион и класс продуктов.
Есть ли у оптовых закупок минусы?
Есть, но, по большей части, не в области финансов:
- Оптовая покупка продуктов – это ограничение рациона. В опте сложнее собрать ассортимент деликатесов.
- Оптовая покупка – это расходы на хранение: морозильник, кладовка и т.п.
- Запас продуктов лишает мобильности. С ним неудобно переезжать, ехать в отпуск, на дачу.
И еще один важный, но редко называемый недостаток – оптовый шоппинг удовольствие такое же бледное, как оптовый склад на фоне гипермаркета.