Старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосубпрокомментировал Myfin.by ситуацию с ценами на бензин и компенсацией за грязную нефть.
Когда виновник устанавливает размер компенсации
Если кто-то кому-то наносит ущерб, то, как минимум, путем переговоров устанавливается размер компенсации этого ущерба – исходя из договорных отношений. Если нет согласия, то сумма ущерба устанавливается в судебном порядке. А не так, что виновная сторона сама решает: я буду погашать ущерб в таком-то размере и ни копейкой больше.
А есть ли «формула» цен на бензин?
– Что касается недавнего (Myfin.by – c 21 июля) снижения цены на бензин на 1 копейку, то, это уже второе снижение в этом году. До этого было много повышений, их уже никто не считает.
Было заявлено, что якобы цена на топливо у нас на внутреннем рынке будет зависеть от изменений цены на нефть на внешних рынках. Но на самом деле вопросы остаются.
Во-первых, в Беларуси нефтепереработка даже по итогам прошлого года, с учетом поставок на внутренний рынок, была убыточна. То есть объективно цену надо повышать – просто для выхода на рентабельность наших нефтеперерабатывающих заводов. А эта история с грязной нефтью лишь усугубила их финансовое положение.
Непонятен сам принцип изменения цены бензина. С одной стороны, уже с середины июля действительно было снижение стоимости нефти: по марке Брент – с 67 до 61 доллара за баррель. С тех пор цена отросла до 63,5 доллара за баррель.
Может быть, есть какое-то автоматическое правило, грубо говоря, формула, как на изменение цены нефти на мировом рынке у нас будет автоматически реагировать цена на бензин.
Или они просто периодически собираются и принимают, что называется, волюнтаристские решения и никаких «автоматических» правил нет.
Пока нам никто не озвучил этих правил, и скорее всего решения по изменению цены на бензин принимаются административно. А то, что после серий повышений цен на топливо, будет иногда и снижение – это такое проявление популизма. Общий тренд на рост цены бензина будет сохраняться, и для чего нужно это снижение на копеечку – вообще не понятно.