Сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения,
предоставления персонализированных рекомендаций. Вы можете отказаться или настроить файлы cookie.
В Беларуси проанализируют изменения торговых надбавок и цен на социально значимые товары. Мониторинг проведут МАРТ вместе с облисполкомами и Федерацией профсоюзов. Возможно, в итоге введут ценовое регулирование на такие товары. Об этом заявил министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
По данным МАРТ, прирост цен на социально значимые товары в октябре 2018 года составил 5,9% в годовом выражении, а в январе 2019-го – уже 9,8%, феврале – 11%, в июне – 9,7%.
Такой прирост цен только по социально значимым товарам обусловил около 0,7 процентного пунктаинфляции, или 24% общего прироста потребительских цен за первое полугодие. Фрукты подорожали на 14,4%, картофель – на 5,1%, молоко и молочные продукты – на 4,6%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 3,3%.
Торговая надбавка на отдельные группы социально значимых товаров порой достигала 60%.
«Мы проанализировали работу торговли. Рентабельность там действительно невысокая – в среднем 1% и выше, но рентабельность продаж продовольственных товаров увеличилась с 1,4% до 3,5% за январь-май 2019 года. Если говорить просто – торговля увеличила свои аппетиты», – отметил Владимир Колтович, передает БЕЛТА.
Он сказал, что МАРТ будет настоятельно просить торговлю придерживаться рекомендуемых предельных максимальных торговых надбавок.
В МАРТ к середине сентября соберут информацию о соблюдении рекомендованных надбавок и динамике цен. По итогам мониторинга могут скорректировать рекомендации по уровню надбавок.
«Если ситуация не изменится, то будем рассматривать введение ценового регулирования. Причем по всей цепочке: производитель – переработчик – торговля», - сказал Владимир Колтович.
Вместе с тем в МАРТ признают, что это очень серьезный шаг и могут возникнуть проблемы, в частности, с ассортиментом товаров. Например, при регулировании надбавок на молоко с 1% жирности случалось, что магазины отказывались от поставок этой позиции и ставили на полки товар с более высокой регулируемой торговой надбавкой.
«Когда убрали регулирование, все стало на свои места. Поэтому или регулируем все, или не регулируем ничего. Если не регулируем ничего, значит, должен быть цивилизованный рынок и бизнес не должен забывать о социальной ответственности перед обществом, прежде всего это касается цен на социально значимые товары», – считает министр.