Разрыв логистических цепочек, низкий спрос, нехватка сырья – и это еще не полный список барьеров, с которыми пришлось столкнуться белорусским компаниям – прошлый год выдался крайне непростым. Под воздействием внешних и внутренних вызовов бизнесу приходилось экстренно перестраиваться, адаптируясь к изменениям. Как пережил бизнес 2022 год, Myfin.by узнал у экспертов.
Какие барьеры
Что касаемо внутренних вызовов, основным из них эксперты называют принятие постановления № 713 о регулировании цен.
«Это постановление больнее всего ударило по бизнесу просто потому, что коснулось почти всех. Самое главное здесь, что всем было непонятно, что делать и в какую сторону двигаться. Государство потратило очень много ресурсов на разъяснение сложившейся ситуации, и все равно, на мой взгляд, многое осталось невыясненным», – прокомментировал председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
Особенно большой проблемой это оказалось для индивидуальных предпринимателей, считает эксперт.
«Ипэшник в одном лице и директор, и бухгалтер, и кадровик, и маркетолог. И когда взваливается дополнительная административная нагрузка – это очень сложно. Я понимаю благие намерения остановить цены, но, мне кажется, сделать это можно было более мягко», – считает Сергей Балыкин.
Справиться не удалось
Жанна Тарасевич подчеркнула, что с данным вызовом бизнесу справиться до сих пор не удалось и проблема все еще ощутима. По ее словам, многие предприятия до конца 2022 года пока еще работали с остатками товаров и только недавно начали ввозить новые, и вот здесь начались проблемы.
«Некоторые организации стали искать новых поставщиков или оптимизировать свои логистические цепочки, – поделилась она. – Кто-то вообще просто перестроился на работу с крупными розничными торговыми сетями, и это не очень хорошо. Потому что тогда появляется проблема с доставкой товаров в регионы, возникают проблемы с маленькими торговыми сетями, с магазинами шаговой доступности, так как у них будут возрастать затраты».
Представитель бизнес-союза отметила, что бизнес на сегодняшний день в ожидании того, что постановление № 713 будет меняться. И эти изменения дадут возможность если не вернуться на старые рельсы, то, по крайней мере, позволят предпринимателям работать в нормальном режиме с учетом того госрегулирования цен, которое есть.
Проверки и падение спроса
Сергей Балыкин указал еще на такие проблемы, как падение внутреннего потребительского спроса и курсовые колебания. Они также тревожили бизнес в прошлом году.
Он также напомнил, что уже с августа 2021 года в Минске приостановлена регистрация индивидуальных предпринимателей. Граждане, не имея возможности сделать это в столице, вынуждены получать регистрацию в регионах.
Жанна Тарасевич, в свою очередь, среди актуальных проблем, с которыми столкнулся бизнес, назвала контрольную (надзорную) деятельность, отмечая, что речь идет не только о проверках, но и о мониторингах.
«Также в топ проблем, согласно опросам субъектов хозяйствования, в последнее время стал выходить дефицит кадров, при том как рабочих специальностей, так и менеджмента. Это происходит за счет как внешней, так и внутренней миграции рабочей силы», – рассказала эксперт.
Что будет делать бизнес в условиях кризиса?
В нестабильные сложные времена компании либо приостанавливают свою деятельность, либо оптимизируют свои расходы, считают эксперты.
«Бизнес на сегодняшний момент выжил – это уже хорошо», – считает Сергей Балыкин.
Что предпримет в сложившихся условиях белорусский бизнес в дальнейшем?
«Каждый выбирает свою тактику, но большинство, скорее всего, поступит привычным способом: максимально попытается сэкономить и сократить расходы, – отметил Балыкин. – Одни сократят персонал, другие переедут из более комфортабельного офиса в менее комфортабельный или откажутся от планов расширения производства».
По словам Жанны Тарасевич, одно из самых негативных последствий кризиса в том, что бизнес приостанавливает все свои проекты, направленные на развитие, потому что нет ресурсов для инвестиций.
«Кроме этого, чаще всего бизнес в такой ситуации выбирает стратегию выживания и ищет резервы. И очень плохо, если эти резервы он находит в сокращении своего персонала, – считает эксперт. – Это может выглядеть по-разному: сокращение, перевод персонала на неполное рабочее время или перевод со ставки на 0,5 ставки. К сожалению, это все отрицательно влияет и на трудовой коллектив, и на работу, и на ее результат».
Однако даже сокращая расходы, бизнес должен видеть впереди перспективу. А эта перспектива зависит и от нормативно-правовых актов, и от налоговой нагрузки, и от госрегулирования цен и других принимаемых решений, отметила представитель бизнес-союза.
«Готовых рецептов для бизнеса нет, но в любом случае надо двигаться вперед, не важно, каким образом. Можно совершенствовать свой бизнес, можно лоббировать свои интересы через те же бизнес-союзы и оказывать тем самым влияние на принятие решений в правительстве», – резюмировала Жанна Тарасевич.
Вы — предприниматель или топ-менеджер? Платформа Myfin.by помогает быстро найти и сравнить кредиты для бизнеса на любые цели: от улучшения оборота до расширения. Сравните предложения всех банков и подайте заявку без лишних шагов!
Почему Myfin.by?
- Сравнение всех предложений — получите лучшие ставки и условия от ведущих банков.
- Простота и удобство — выбирайте условия и оформляйте заявку онлайн, без визитов в банк.
- Экономия времени — забудьте о часах поисков и бумажной волоките.
- Полная прозрачность — ясные условия, никаких скрытых комиссий.
Планируете расширение или модернизацию бизнеса? Найдите подходящий кредит на Myfin.by и получите деньги на развитие прямо сегодня!