«Сшили платье, которое «взорвало» инстаграм»: как минчанка создала бренд одежды

«Сшили платье, которое «взорвало» инстаграм»: как минчанка создала бренд одежды
Фото предоставлено героиней материала
Фото предоставлено героиней материала

Татьяна Ладышкина закончила Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства и устроилась на производство закройщицей. Только после 13 лет стажа решилась работать на себя. «Создавала лекала, кроила и шила дома – поначалу приходилось все делать самой, без всякой помощи. Так много времени прошло с того момента, даже не верится, что скоро будем открывать собственный магазин», – вспоминает основательница бренда TAYA. О том, как девушка создавала бизнес с минимальными вложениями, – читайте в нашем материале.

«Перепробовала столько разных занятий, пока наконец не поняла, что хочу шить одежду, которую буду носить сама»

Татьяна всерьез начала шить после первого декретного отпуска, хотя талант к швейному делу имела с детских лет.

Это у нас семейное, моя мама прекрасно шьет, благодаря ей мы с сестрой всегда носили вещи, не похожие на те, что были у сверстников. Я многому у нее научилась. Сначала платья для кукол шила, а потом это стало любимым делом, – вспоминает героиня.

До того как с головой уйти в швейное дело, Татьяна пробовала себя в разных профессиях: работала косметологом и визажистом. А потом поняла, что хочет создавать одежду, которую будет носить сама.

Сначала шила вещи на заказ, а потом постепенно пришла к пониманию, что хочу двигаться дальше и основать свой маленький бренд. В 2012 году в Беларуси как раз начали работать первые модные маркеты. Они тогда привлекали очень большой поток людей. И знакомая дизайнер как раз предложила мне поучаствовать. Место на модном маркете стоило где-то около 200 руб. Это не так уж и много.

В случае с пошивом одежды большая часть затрат, конечно, всегда уходит на ткани. На первую закупку понадобилось около $500. На старте мы покупали их только у белорусских производителей.

– Я сама конструировала лекала, кроила, шила. Каждое изделие создавалось тогда в одном-двух экземплярах, в основном это были юбки из сукна и жакеты. Они пользовались очень большой популярностью. Быстро удалось продать всю коллекцию. И я поняла, что к моей продукции есть интерес и спрос, конечно, это стимулировало к тому, чтобы развиваться дальше.

Чуть позже к Татьяне присоединилась младшая сестра: она помогала с участием в модных маркетах, а потом тоже вложилась материально, так маленький семейный бизнес превратился в бренд TAYA.

За тканями мы начали ездить в Вильнюс, чтобы наш ассортимент отличался от того, что предлагают другие бренды. Я все еще кроила сама и шила дома на своей машинке, но к тому моменту часть продукции шили уже нанятые нами швеи. Мы продолжали участвовать в модных маркетах, но в то же время часть одежды уже отдавали на реализацию в шоурумы других дизайнеров и начали развивать инстаграм.

Сестра в большей степени занималась продвижением и реализацией, а я отвечала за производство. Модели всегда придумывали вместе: покупали понравившуюся ткань и под неё создавали очередное изделие.

«Создали платье, которое буквально «взорвало» инстаграм»

Мы всегда шили то, что с удовольствием носили бы сами. Например, появлялась идея, мы создавали классные брюки, носили сами, они нравились окружающим, их заказывали.

Было даже такое, что шьем модель платья, кто-то выставляет фото в нем в инстаграм, а потом клиенты начинают заказывать только эту модель весь год, если не больше. Это настоящее везение для дизайнера, когда твоя вещь становится так популярна.


Мы всегда старались подстраиваться под вкусы наших покупателей. Например, я люблю пиджаки оверсайз с широкими плечами, но не каждая его купит. А вот летнее хлопковое платье – это то, что нужно каждой девушке. Поэтому в какой-то момент мы начали шить больше платьев, юбок, брюк палаццо и топов.

«В какой-то момент просто устали от того, что наши квартиры превратились в мастерские пошива»

На полную окупаемость и стабильный доход сестрам удалось выйти через года два. Только на модных маркетах каждая зарабатывала около $500 и могли еще отложить как минимум $700 на последующую закупку тканей. Но идеи масштабироваться поначалу не было, работали в спокойном ритме – девушки хотели больше времени уделять семье.

Потом начали думать про открытие собственного шоурума. Но это история спорная. Сейчас у многих дизайнеров появились собственные магазины, кто-то объединяется. Но это не всегда выгодно, так как не всегда есть большой поток покупателей.

В 2015 году девушки сняли помещение вместе с другими дизайнерами, где было место для шоурума и для мастерской пошива. Так оно на сто процентов оправдывало себя: можно было не отвлекаться от работы и не нанимать продавца. Клиенты фактически просто приезжали в мастерскую. Аренда обошлась в $500.

Не могу сказать, что нам удавалось зарабатывать больше, скорее мы устали от того, что наши квартиры превратились в мастерские пошива. Необходимо было отдельное рабочее пространство. К тому же я поняла, что не справляюсь с таким большим объемом работы, поэтому было принято решение – взять конструктора, который будет изготавливать лекала.

На тот момент мы уже начали закупать ткани в Италии, я сама ездила за ними. Для меня выбор материалов – самый любимый момент в работе. Ткани мы закупали уже на 2-3 тысячи евро.


К тому времени магазины белорусских дизайнеров в торговых центрах начали брать одежду бренда TAYA на реализацию. Девушкам пришлось шить в разы больше, расширить размерный ряд и цветовую палитру. Объем производства значительно увеличился.

Мы столкнулись вот с какой историей. Когда ты шьешь под клиента, ты точно знаешь, что продашь вещь. Когда сотрудничаешь с ретейлерами – всегда есть часть возвратов, которые привозят на склад, их приходится потом продавать самостоятельно. Обычно в таких случаях мы устраиваем распродажу.

Цены на одежду мы практически никогда не увеличиваем, потому что наши клиенты привыкли к определенной ценовой политике. Мы понимаем: если начнем продавать дороже, потеряем постоянных покупателей.

– Цена изделия складывается из нескольких пунктов: цены лекала, это порядка 70 руб., потом его необходимо переработать под себя, это тоже дополнительные деньги, плюс стоимость пошива, затраты на зарплаты швеям и стоимость качественной ткани. Например, на костюм из футера уходит около 3 метров. А футер мы закупаем по цене около 40 рублей за метр.

Если еще добавить фирменную вышивку – себестоимость костюма только увеличится. Также закладывается стоимость бирок, составников, упаковки, аренды мастерской. Добавляется уплата налогов и получение сертификатов качества.

Если отдаешь товар на реализацию другим магазинам, то 40 % от продажи забирает ретейлер. Еще ввели обязательную маркировку и индивидуальный штрихкод на каждом изделии, это тоже стоит денег. И хотелось бы где-то урезать затраты, но на качестве экономить не хочется.

«Не все зависит от таланта дизайнера»

В шоуруме на ул. Ржавецкой бренд оставался несколько лет, а потом началась эпидемия COVID-19.

Было сложное время, но мы не сдавались, маски шили например. К тому же белорусские женщины всегда хотят выглядеть стильно, поэтому даже тогда наши платья отлично продавались.

Сегодня бренд TAYA готовится к открытию собственного магазина в концептуальной площадке TREND PARK ТРЦ Galleria Minsk. Аренда помещения обойдется в 1400 евро.

Грубо говоря, 70% доходов мы тратим на текущие расходы: аренду магазина, мастерской, зарплаты швеям и продавцам, налоги.

Можно, конечно, сократить расходы, если отдать на пошив в стороннюю мастерскую и шить большими партиями. Но в этом случае практически невозможно контролировать качество. Был в моей практике опыт, когда ткани в процессе были просто испорчены, а перешить ведь ничего нельзя.

Проблема с кадрами тоже очень серьезная в нашей индустрии – очень мало толковых швей и конструкторов одежды. Потому что обучение до сих пор происходит по старым базам и методикам. Но ведь тот крой, который был в моде 20-30 лет назад, уже не актуален. И сразу заметно, когда человек обучался за границей. Те, кто продолжает учиться, всегда выигрывают в сравнении с другими. Поэтому так важно найти грамотных специалистов для своей команды. Это и есть одно из слагаемых успеха, не все зависит от таланта дизайнера.

Текст: Екатерина Леонова
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью: