Что хуже - дефолт по внешним обязательствам, или Лидия Ермошина в Париже?

Что хуже - дефолт по внешним обязательствам, или Лидия Ермошина в Париже?

Выборы прошли, как и планировалось, спокойно, размерено, в точном соответствии с представлением руководителей страны о “правильном” народном волеизъявлении. Политзаключенные на свободе и даже с прежней активностью занимаются деятельностью, не соответствующей своеобразному белорусскому законодательству о массовых мероприятиях.

Только неожиданное присуждение Нобелевской премии по литературе белоруске Светлане Алексиевич совпавшее по времени с самым напряженным этапом предвыборной борьбы, внесло неожиданно позитивную ноту в изначально минорную мелодию. Вдвойне интересен факт выбора Нобелевским комитетом отечественного автора, если помнить о том, что в соперниках у Алексиевич был сам Харуки Мураками.

И на этом фоне Совет ЕС анонсирует решение о приостановке действия санкций в отношении Беларуси на 4 месяца. Что это? Почему? Ведь очевидно, что никаких существенных изменений во внутриполитической жизни страны не произошло. Какие будут последствия?

Причин несколько:

  1. Российско-украинский фактор. На фоне новой “холодной войны” с Россией европейским политикам крайне нежелательно иметь еще одну точку напряжения и давления на своих границах. Военный конфликт на Донбассе меняет статус белорусской политической системы в глазах европейцев с “неприемлемо” до “допустимо при удовлетворительном поведении”.
  2. Отсутствие результата. Все ограничительные меры не привели к существенному изменению внутренней политики Беларуси. Политзаключенные продолжали находиться в заключении, но экономика функционировала по своим законам вне влияния европейских санкций.
  3. Стремление белорусских экономических властей к внешним заимствованиям. Череда девальваций и внешних шоков вместе с отсутствием внятной долгосрочной стратегии развития экономики привели к необходимости дальнейшего привлечения сторонних денежных средств ради сохранения сегодняшнего уровня жизни.
  4. Новые факторы напряженности в Европе. Исламское государство, потоки беженцев и греческие демарши изменили отношение населения к экспорту демократических ценностей за границы Евросоюза. Сегодня фокус переместился на сохранение стабильности внутри собственных экономик.

Всё это приводит к сегодняшним примирительным решениям. Последствия таких шагов будут также незначительны, как и результаты принятия этих в основном демонстративных санкций.

Казалось бы, здесь должны открываться новые возможности для инвестиций и роста уровня технологий, сотрудничества между европейскими компаниями и белорусскими предприятиями, что должно привести к росту ВВП и доходов населения. Но, будучи объективными, сегодня главная преграда на пути иностранных компаний – совсем не наличие любых формальных санкций и ограничений. Основная преграда – крайне пессимистичные прогнозы развития что экономики Беларуси, что России, которая все еще является и главным рынком сбыта белорусской продукции.

Прогнозы плохи, источников взрывного или стабильного роста нет, а риски политической и экономической нестабильности зашкаливают.

Поэтому снятие санкций, скорее всего, никаких существенных последствий на уровне отдельных отраслей и компаний для нашей страны не несет. Однако есть крайне важное обстоятельство.

Золотовалютные резервы страны находятся на критически низком уровне. Любое внешнее волнение может вызвать их падение ниже этого предела. Затем следует дефолт по внешним обязательствам. Допустить этого нельзя. Сама по себе экономика сегодня не формирует достаточного положительного валютного сальдо.

Единственный выход – очередные заимствования, несмотря на озвученные в предвыборной программе стремления снижать объем госдолга. Единственный доступный по цене и условиям кредитор – МВФ. И вот именно выделение кредита этой организацией требует, во-первых, четкой программы реформ, а во-вторых – решения внутриполитических проблем, в частности, снятия санкций.

Беларусь ведет переговоры с этой организацией об очередной программе помощи размером в $3 млрд. И именно здесь снятие санкций играет крайне важную и позитивную роль. Дополнительным доказательством стремления к достижению договоренностей с МВФ является анонсирование презентации программы экономического развития страны.

И, несмотря на сохранение политического курса, можно надеяться, что сотрудничество с МВФ продвинет белорусскую экономику еще на несколько шагов к здоровому состоянию и развитому капитализму.

Еще одно крайне неприятное для оппозиционно настроенной части общества последствие – снятие санкций с пары сотен физических лиц, причастных к событиям декабря 2010 года. При всей неэффективности экономических санкций, ограничение на личные передвижения по Европе выполняло роль символа, флага борьбы ЕС за демократизацию Беларуси, сохранение приверженности моральным европейским ценностям. Теперь его нет. Части общества это будет крайне неприятно. Но нужно выбирать – или “сохранение лица” и давление на верхушку белорусской власти с одновременным сохранением риска экономического краха целой страны, или сотрудничество с МВФ и надежда на постепенные улучшения в экономике, пока Лидия Ермошина гуляет по Парижу, а Александр Лукашенко уехал в Лондон.

Автор: Александр Кнырович


Предыдущие статьи рубрики «Экономика наизнанку»:

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все