Дмитрий Богданов (слева) и его коллега Сергей Шевчук.
– Я точно могу сказать, что кризис у нас в головах. Людям надо перестать искать виноватых, а принять, что то количество усилий, которые ты вложил – за них ты и получишь. Не вложил – не получишь. Все, – говорит Дмитрий Богданов.
Дмитрий – координатор проекта «ЛегендаСтрой». Это новое предприятие по сборке и продаже системных блоков для компьютеров. Оно пользуется экономическими льготами, поскольку более 50 процентов сотрудников являются инвалидами.
И сегодня Богданова просто выводит из себя, когда кто-то говорит о нехватке в стране рабочих мест. Дело в том, что перед ним стоит как раз обратная проблема. Уже год как он не может укомплектовать штат сотрудниками с группой инвалидности.
– Сейчас у нас 6, а надо 20. И мы не можем их найти. Я не знаю, где они, не знаю почему, не знаю как. Мы ходили в Минтруда, в Мингорисполком, давали объявления везде где только можно, в том числе в соцсетях, и почти ноль «выхлопа», – эмоционально объясняет он.
К примеру, по словам Дмитрия, они адресно разослали через один из центров социального обслуживания населения Минска 700 писем людям с ограниченными возможностями. Но как-то отреагировали лишь человека четыре.
– И в Минтруда нам давали список примерно 300 человек с «группой», стоящих на учете в службе занятости как безработные. Всех обзвонили. Сто сказали, что придут на собеседование, сорок дошли, и, в конце концов, только двое остались, – рассказывает Богданов.
В чем причина такого вакуума соискателей? Возможно, в уровне зарплаты? Нет, уверен он. Зная размер пенсий по инвалидности, можно точно сказать, что суммы, выплачиваемые на предприятии, дают возможность существенно повысить свой доход.
– Не хочу озвучивать конкретные зарплаты. К тому же есть окладная часть – например, 300 рублей, а есть, которая от объема выполненного труда зависит. А заказов сегодня больше чем надо, не справляемся. В этом и прелесть, что мы не ограничиваем заработок. Есть стимул хорошо работать, – говорит он.
Возможно, существуют другие ограничения? В целом, говорит Дмитрий, нет. Единственное, что предложение вряд ли подойдет для колясочника. Офис находится на третьем этаже, а лифт, бывает, не работает, и нет приспособленных санузлов.
– По возрасту – да, лучше помоложе, все-таки компьютерная специфика. Но мы брали и 38-, и 44-летних. Когда человек приходит и говорит, что хочет, и старается, прикладываем все усилия, чтобы его занять, – уверяет Богданов.
Конечно, «продажник» должен хорошо разговаривать, быть стрессоустойчивым. А на сборке, к примеру, одна мелкая моторика: главное отверткой уметь крутить и запомнить, в каком порядке и куда 10 запчастей поставить.
– И всех мы готовы обучить с нуля. Причем обучение такое: вот сделай это, это и это – 7 пунктов. Они все написаны на бумажке. То есть вообще можно мозг не включать, просто механические действия, – объясняет собеседник.
В общем, как считает Дмитрий, проблема не в уровне зарплаты и не в ограничениях. Проблема, по его словам, в том, что, увы, нет активности, мотивации у самих людей с «группой». Очереди из желающих возле офиса, по крайней мере, не стоят.
– Я даже столкнулся с тем, что многим людям проще не работать. Получать пусть и небольшую пенсию от государства, помощь от родителей, но не работать. Часто приходят и прямо говорят: мне это все не надо, просто подпишите лист, что я у вас был, – констатирует Богданов.
Кстати, на данный момент предприятие ищет специалистов по продажам, закупкам и по работе с тендерами на электронных площадках.