По итогам 2021 года Польша вошла в пятерку основных торговых партнеров Беларуси. Однако в 2022 году в динамике и структуре внешнеторговых связей двух стран наметился спад. Myfin.by изучил статистику и посмотрел, как изменились польско-белорусские торговые отношения в условиях санкций.
Оценить товарную торговлю между Беларусью и Польшей в 2022 году достаточно сложно, так как Белстат перестал публиковать в открытом доступе подробную внешнеторговую статистику. Однако для анализа и выявления общих тенденций можно использовать данные польской стороны, которые на текущий момент отражают картину за 11 месяцев прошлого года.
По информации Главного статистического управления Польши, в январе – ноябре 2022 года страна экспортировала в Беларусь товаров на сумму $1641,9 млн. Для сравнения: за такой же период 2021 года экспорт был на уровне $1893,3 млн.
Импорт товаров из Беларуси в январе – ноябре 2022 года составил:
- по стране происхождения – $1071,6 млн (за 11 месяцев 2021 г. – $1608,8 млн);
- по стране отгрузки (отправления) – $1317,2 млн (за 11 месяцев 2021 г. – $2070,5 млн).
Основной учет импорта Польша ведет по стране происхождения товара, поэтому далее приводятся цифры в соответствии с этой методикой.
В прошлом году наибольший объем экспорта (в стоимостном выражении) из Польши в нашу страну был отмечен по следующим товарным разделам:
- средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование – $302,2 млн;
- продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – $261,3 млн;
- машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности – $246,6 млн.
Экспорт продуктов растительного происхождения составил $136,1 млн, недрагоценных металлов и изделий из них – $111,1 млн, текстильных материалов и текстильных изделий – $80,0 млн, готовых пищевых продуктов – $44,9 млн.
По большинству разделов наблюдается стоимостное падение экспорта из Польши в Беларусь, особенно в части поставок машин, оборудования и механизмов (-$218,9 млн к январю – ноябрю 2021 г.), металлов и металлических изделий (-$64,1 млн), растительных продуктов (-$37,2 млн).
Что касается импорта товаров из Беларуси, то падение объемов во многом обусловлено санкциями, введенными Европейским союзом.
Весной 2022 года ЕС принял решение о введении дополнительных торговых ограничений для Беларуси в отношении ряда товаров, в том числе запрета на поставки из РБ в Евросоюз древесины и изделий из нее, минеральных продуктов, цементных изделий, чугуна и стали, резиновых изделий.
В стоимостном выражении в январе – ноябре 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года Польша сократила из Беларуси импорт:
- древесины и изделий из нее, древесного угля – на $168,5 млн;
- недрагоценных металлов и изделий из них – на $152,0 млн;
- минеральных продуктов – на $140,8 млн;
- продукции химпрома – на $55,2 млн;
- готовых пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, табака и его заменителей – на $12,2 млн.
В то же время в сравнении с 2021 годом Польша увеличила закупки из нашей страны по разделу «Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры» – на $75,5 млн.
По данным UN Comtrade, поставки из Беларуси рапсового масла обошлись Польше в январе 2022 года в $17,05 млн, в июне – в $15,83 млн, в октябре – в $8,09 млн. Импорт подсолнечного масла составил $205,1 тыс. в апреле и $189,5 тыс. в мае.
Ввоз животных (растительных) жиров и масел для технического или промышленного применения за январь – октябрь 2022 года вышел на уровень $4,86 млн, в том числе в III квартале прошлого года – $2,06 млн.
В целом расширение санкций заметно повлияло на динамику и структуру внешней торговли между Беларусью и Евросоюзом. Это распространяется и на торговые отношения с Польшей.
Итоговые данные внешнеторговой статистики за 2022 год, вероятнее всего, будут кардинально отличаться от показателей за предыдущий год. С учетом того, что ряд белорусских товаров в Польшу больше не попадает, потеря валютной выручки для Беларуси очевидна.
Впрочем, потери либо переход на менее комфортные условия торговли возможны и для Польши. Белорусская древесина, к примеру, пользовалась повышенным спросом (из-за выгодной цены) у польских производителей мебели, а часть измельченной древесины (щепа и стружка) использовалась как биотопливо.
На текущий момент, чтобы заместить выпадающие объемы импортной продукции, Польше приходится выстраивать отношения с новыми поставщиками.