Белорусскому бизнесу разрешили продавать не только через интернет-магазины, но и любыми другими способами через интернет, включая соцсети. Разобрали ключевые изменения в Законе от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» с заместителем директора бухгалтерской компании «Точный расчет» Аллой Самсоновой.
Новые обязанности для бизнеса
Изменен либо исключен из редакции закона ряд терминов (исключен термин «ассортиментный перечень», расширено понятие интернет-магазина, объекта общественного питания и т.д.). Исключен ряд отсылок на иные законодательные акты, что предполагает усиление регуляторной функции именно закона.
На субъекты торговли, общественного питания возложен ряд дополнительных обязанностей по предоставлению МАРТ, облисполкомам, иным государственным органам по их запросу любой необходимой информации (п. 4 ст. 10, п. 4 ст. 11 закона).
За невыполнение обязанности субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей КоАП 24.11 в виде штрафа до 20 базовых величин.
Теперь можно вести продажи в соцсетях
Существенно расширены возможности для интернет-торговли. Так, изменена формулировка п. 3 статьи 16 закона: добавлено право субъектов торговли осуществлять розничную торговлю не только через интернет-магазин, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах. Предполагаем, что при соблюдении указанных условий возможно осуществление торговли и непосредственно через личные аккаунты в соцсетях, чаты и т.д., при соблюдении указанных требований.
Ответственность за соблюдение продавцами законодательства о защите прав потребителей по-прежнему остается за собственником сетей.
Упрощен порядок согласования режима работы.
Так, обязательное согласование режима работы оставлено только для торговых объектов или объектов общепита, в которых после 23:00 и до 7:00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом. Остальные объекты устанавливают режим работы самостоятельно (ст. 17 закона).
Вместо ассортиментных перечней ‒ обязательные товары
Ассортиментный перечень отменен, вместо него введен перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. В случаях, определенных Совмином, указанный перечень подлежит согласованию с местными администрациями (ст. 18 закона).
Поставщикам станет сложнее
Изменены требования к договорам поставки в торговых сетях.
При торговле через торговые сети запрещено навязывать контрагентам условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше тридцати дней; заключать между собой договор, содержащий условия о возврате (замене, возмещении стоимости) поставщику продовольственных товаров, принятых по количеству и качеству и не реализованных субъектом торговли, со сроком годности до тридцати дней включительно; введены иные ограничения.
Запрещено заключать договоры, содержащие условия о предоставлении ряда вознаграждений (ст. 19, 19-1 закона).
Новый принцип включения в Торговый реестр
С уведомительного на заявительный изменен порядок включения сведений в Торговый реестр. Соответствующую деятельность субъект вправе осуществлять со дня включения сведения в Торговый реестр (раньше ‒ со дня создания объекта, но с обязательным последующим уведомлением). При осуществлении деятельности без включения сведений о торговом объекте в Торговый реестр наступает ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 13.11 КоАП в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.
Торговым сетям ввели новые условия работы
Изменены требования к торговле через торговые сети.
Запрещены действия, ограничивающие (устраняющие) конкуренцию или причиняющие вред правам иных лиц, создающие дискриминационные условия, навязывающие определенную цену и т.д. Установлен ряд иных обязанностей и запретов для торговых сетей (запрещено навязывать контрагенту условия):
- о запрете на заключение договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
- об ответственности за неисполнение обязательства на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов;
- о предоставлении сведений о заключаемых аналогичных договорах с другими субъектами;
- о снижении поставщиком продтоваров цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки не превысит минимальную цену при продаже аналогичных товаров субъектами торговли, и иные.