С развитием искусственного интеллекта часто связывают скорое «вымирание» некоторых специальностей. Кто останется, насколько перспективны и реальны новые профессии? Об этом эксперты спросили нейросеть.
В рейтинг профессий будущего по версии искусственного интеллекта (нейросеть Notion AI) попали специалист по кибербезопасности, нейропилот, рециклинг-технолог, цифровой лингвист и даже медиаполицейский.
Результат исследования приводит HeadHunter.
Специалист по кибербезопасности
Задача специалиста по кибербезопасности – создавать защищенную архитектуру пользования данными, предотвращая киберпреступления и атаки. В эпоху, когда массовые «сливы» данных происходят едва ли не каждую неделю, а от кибератак страдают банки, органы власти и глобальные производства, ценность таких профессионалов будет только расти.
Реальность профессии: 10/10. Востребованности специалистов по кибербезопасности способствуют развитие блокчейна и рынка криптовалют, а также форм и механизмов киберпреступности.
Нейропилот
Нейропилотирование развивается параллельно с беспилотным транспортом, которому предсказывают большое будущее в космосе, под землей и в Мировом океане. Профессиональные нейропилоты управляют БЛА буквально силой мысли, передавая мозговые импульсы на нейроинтерфейс.
Реальность профессии: 10/10. По прогнозу Минпромторга РФ, объем рынка БЛА к 2030 году составит 120 миллиардов рублей – и часть их точно уйдет нейропилотам.
Рециклинг-технолог
Нулевой след, ответственное потребление – всех этих принципов рециклинг-технологи придерживаются на профессиональном уровне. В круг задач специалистов по переработке отходов входят генерация и внедрение новых технологий, которые позволяют минимизировать или скомпенсировать воздействие на окружающую среду, повторно использовать материалы и приблизиться к безотходной экономике, или экономике замкнутого цикла.
Реальность профессии: 9/10. В обществе потребления технологи со специализацией на переработке отходов точно не останутся без работы. По крайней мере, в ближайшем будущем.
Цифровой лингвист
Такой специалист филигранно сочетает знания естественных и компьютерных языков, обрабатывая и оцифровывая языковые данные, чтобы интегрировать их в технологические и производственные процессы. Чтобы освоить профессию цифрового лингвиста, необходимо раз и навсегда забыть о споре «технарей» и «гуманитариев» и упорно искать точки соприкосновения между ними, а еще – обладать безупречной грамотностью и системным мышлением.
Реальность профессии: 8/10. Границы профессиональной деятельности цифровых лингвистов пока очень условны, однако таких специалистов точно ждут в компаниях, связанных с machine-to-machine-технологиями и изучением потребительского поведения.
Биомиметик
Биомиметики – это те, кто разрабатывает технологии, заимствуя алгоритмы живой природы. Вдохновляясь природными материалами, свойствами и процессами, биомиметики создают их оригинальные искусственные аналоги, которые используются в медицине, архитектуре, машиностроении, электронике и многих других областях.
Реальность профессии: 8/10. Среди ограничений своей профессии сами биомиметики (или бионики) называют излишнюю теоретизацию: далеко не все прототипы и модели, идеальные на бумаге, работают в реальном мире.
Специалист по ИИ-этике
Эксперт, ответственный за этичное использование наработок ИИ, рано или поздно потребуется в любой компании, которая планирует задействовать эти самые наработки. Даже сегодня к искусственному интеллекту возникают вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и использованием персональных данных, а по мере развития ИИ их количество многократно вырастет.
Реальность профессии: 6/10. Прикладная этика – так называемая зависимая специальность, перспективы которой определяют темпы развития смежных сфер. Поэтому оценить возможный спрос на таких специалистов пока довольно сложно.
Медиаполицейский
В отличие от специалиста по кибербезопасности, медиаполицейский работает не с багами и уязвимостями, а с пользовательским контентом. Его задача – находить и проверять UGC-ресурсы на предмет соответствия законодательству, бороться с преступлениями против личности, а также блокировать пиратские «сливы». Предполагается, что медиаполицейские получат одну из специализаций: например, расследование правонарушений в отношении физических лиц (кибербуллинг, сталкеринг) или юрлиц (пиратство).
Реальность профессии: 6/10. Вероятно, мы не увидим именно «медиаполицейских» – скорее их функционал будет перераспределен в структурах органов правопорядка между другими профессионалами.