В первый день II Евразийского экономического форума, который проходит в Москве 24-25 мая, на пленарном заседании к собравшимся обратились главы России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении, а на дополнительных сессиях представители правительств пяти стран обсуждали актуальную повестку деятельности ЕАЭС и выдвигали предложения по улучшению его работы.
Председательствующий в Высшем Евразийском экономическом совете Владимир Путин заявил о необходимости в нынешнем году вплотную заняться долгосрочным планированием – приступить к подготовке соответствующих документов, рассчитанных на период до 2030 и до 2045 годов. В качестве подтверждения эффективности ЕАЭС Путин привел цифры: по его словам, невзирая на негативные факторы в экономике и торговле, совокупный ВВП стран ЕАЭС в 2022 году сократился на 1,6%, хотя зарубежные аналитики предсказывали более существенное падение. Кроме того, он отметил рост товарооборота в пределах союза на 14% до $83,3 млрд.
Слабая база во внешней торговле и недостатки в секторе услуг
В рамках сессии форума «Приоритеты ЕАЭС 2030+» чиновники из пяти стран обсуждали текущую деятельность и существующие сложности в работе. Заместитель премьера Беларуси Игорь Петришенко призвал нарастить долю внутренней торговли ЕАЭС в сравнении с операциями с третьими странами до 20% к 2030 году и до 30% к 2040-2045 годам – текущий показатель в 15% он считает «крайне низким».
По мнению вице-премьера, нужно наращивать и долю услуг на едином рынке – к 2030 году ее следует повысить с нынешних 32% до как минимум 50%. Петришенко также обратил внимание на то, что к настоящему моменту для перевода в единый рынок намечено меньше трети определенных еще в декабре 2022 года секторов услуг, причем только по консультационным услугам в сфере логистики всем пяти странам ЕАЭС удалось выработать единую позицию.
Кроме того, белорусский чиновник призвал в разы увеличить количество торговых договоров ЕАЭС с третьими странами – сейчас в союзе действуют всего лишь три преференциальных торговых соглашения с внешними партнерами. Однако этот вопрос, по его мнению, должен касаться только экспорта – внутренний рынок белорусский вице-премьер призвал защищать от иностранной продукции.
В плане накопленных взаимных инвестиций в ЕАЭС наметились проблемы – их объем за последнее десятилетие в четырех странах союза, за вычетом Кыргызстана, вырос всего на 5,8%. Петришенко рекомендовал такое решение: разделить инвестиционные проекты на три группы по видам деятельности и отраслям, каждая со своим набором льгот.
Также Игорь Петришенко озвучил предложение белорусской стороны о создании промышленного союза в рамках ЕАЭС, который, как полагают, поможет свести к минимуму внутреннюю конкуренцию и дублирование производства, а также поспособствует импортозамещению и созданию новых производственных цепочек.
Логистика, инфраструктура и промышленность
Касались участники секции и острых проблемных вопросов. Так, председатель Коллегии ЕЭК и бывший премьер Беларуси Михаил Мясникович обратил внимание на то, что именно стоит за бодрой торговой статистикой в рамках ЕАЭС.
«Да, у нас был в прошлом году рост объемов взаимной торговли. Но если посмотреть структуру, то это во многом является замещением того импорта, который поступал из третьих стран. Собственных товаров для того, чтобы нам торговать, чтобы конкурировать на внутренних и внешних рынках, у нас недостаточно. Давайте говорить об этом откровенно», – отметил Мясникович.
По его мнению, необходимо выделять существенное госфинансирование и создавать преференциальные условия для самых уязвимых отраслей – микроэлектроники, станкостроения, авиастроения и некоторых других.
Заместитель премьер-министра и по совместительству министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин говорил в своем выступлении об инфраструктурной и промышленной кооперации в рамках ЕАЭС. Он предложил как можно скорее начать развивать на территории союза проекты в транспортной сфере: строить скоростные железнодорожные магистрали, а также модернизировать имеющиеся железные дороги – по его словам, это необходимо, чтобы реализовать транзитный потенциал ЕАЭС и решить вопрос с перегруженностью уже имеющейся инфраструктуры. Говорил Жумангарин и об инвестициях ЕАЭС в портовую инфраструктуру и транспортно-логистические терминалы за пределами союза – в Туркменистане, Узбекистане и государствах Персидского залива. В промышленной кооперации казахстанский вице-премьер предложил подумать над «витринными» проектами вроде «евразийской «Теслы».
Первый зампред председателя правительства Кыргызстана Адылбек Касымалиев также призвал сосредоточиться на развитии транспортно-логистической инфраструктуры, а еще промышленного и сельскохозяйственного сотрудничества и способствовать развитию цифровых технологий. Кроме того, он заявил о необходимости расширить полномочия Евразийской экономической комиссии и Суда ЕАЭС.
Представлявший Армению вице-премьер Мгер Григорян призывал заниматься активным отслеживанием ситуации с движением товаров и услуг в ЕАЭС и их конкурентоспособность, а также предпринимать определенные шаги в том случае, если обнаружится, что регулирующие меры влияют на качество продукции и сервиса, так как это может усилить зависимость стран союза от внешних игроков. Главным инструментом для такого мониторинга, по его мнению, является цифровизация.