Сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, предоставления персонализированных рекомендаций. Вы можете настроить обработку cookie. Отозвать соглаcие можно на странице Политики обработки файлов cookie.
Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Прошлый год для белорусского агропромышленного комплекса стал рекордным. Объем экспорта продукции вырос на 25% по сравнению с 2021 годом и достиг 8,3 млрд долларов США. Поставки осуществлялись более чем в 100 стран мира. За счет чего удалось получить такие показатели? Какие белорусские продукты пользуются наибольшим спросом за границей? Сколько и в какой валюте за них готовы платить? Об этом рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Вадим Шагойко.
– Достичь рекордных результатов по экспорту продукции АПК удалось как за счет роста цен на мировом рынке и их конъюнктуры, так и благодаря росту физического объема поставок некоторых товаров. В среднем цены на молочную продукцию выросли более чем на 30%, на мясную – также около 30%.
Какие продукты покупают
– Структура экспорта изменилась в сторону реализации более высокомаржинальной продукции. Больше стали продавать колбасных изделий, мясных консервов, чуть уменьшилась поставка мяса в тушах и полутушах.
Произошло снижение поставок молочной продукции за счет снижения экспорта сливок, сметаны в потребительской таре. Но выросли продажи масла и сыров. Беларусь по данной продукции входит в ТОП-5 экспортеров мира.
Рентабельность продаж
По словам чиновника, рентабельность продаж продукции АПК на экспорт достигает 20-40%.
Проблем с дебиторской задолженностью нет, поскольку предприятия работают по 100% предоплате.
– Эффективность продаж на экспорт выше, чем у реализации на внутреннем рынке. За счет этого мы можем сдерживать инфляцию. При этом минимальные экспортные цены устанавливаются в той валюте, которая приемлема, чтобы избегать курсовой разницы. Рассматривается вопрос установления минимальных пределов в российских рублях, поскольку наш основной торговый партнер – Россия (70% экспорта).
Логистика поставок
– Санкции изменили логистику поставок. Была некоторая заминка при выстраивании новых маршрутов. Политика вмешалась в мировые договоренности и контракты. На данный момент работа выстроена и налажена. Конечно, вся эта ситуация влечет удорожание товара и снижает маржинальность поставок. Но не столь критично.
Продукция в европейские страны как поставлялась ранее, так и поставляется. Рост за 2022 год – в 1,5 раза. Если население той или иной европейской страны готово покупать нашу продукцию, мы будем поставлять. Никаких ограничений и условностей с нашей стороны нет.
Конвертируемая валюта
По словам спикера, валюта расчетов при экспортных контрактах может быть любой.
– При этом контракты на поставку в Россию заключаются как в российских рублях, так и в долларах. С Китаем мы торгуем в юанях. Как приемлемо для контрагента, так и заключается контракт. Главное, чтобы валюта была конвертируемой.
Если, например, Армения захочет рассчитаться в национальной валюте и мы четко понимаем, как их валюта переводится в доллары, то не будет никаких препятствий для заключения договора.
Единственное ограничение – это установленные межведомственной группой минимальные цены экспорта на сыр, масло, мясо и т.п. Достаточно гибкая система.