Через telegram-бот Myfin.by в редакцию обратилась Ольга из Могилева. Wildberries не прислал ей электронный чек за приобретенный товар. Когда белоруска начала разбираться в ситуации, заметила, что электронные чеки от маркетплейса перестали приходить с февраля 2022 года. Является ли это нарушением законодательства и что делать в подобных случаях покупателям – в нашем материале.
Ольга часто совершает покупки на Wildberries. Обычно электронные чеки на каждый приобретенный товар хранятся в личном кабинете. В январе этого года девушка купила бытовую технику и решила обязательно проверить, пришел ли электронный чек.
– Мало ли, нужно будет обратиться по гарантии при поломке или на другой форс-мажорный случай. На второй день после получения товара чека в личном кабинете не увидела и сразу обратилась в поддержку. Пришел ответ, мол, извините, случилась задержка, – рассказала журналисту Myfin.by могилевчанка Ольга.
– Даже спустя 10 дней после покупки чек так и не появился. Когда проверяла личный кабинет, обнаружила, что электронные чеки от Wildberries вообще перестали приходить с 24 февраля 2022 года.
Белоруска обратилась с жалобой на маркетплейс в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В ответе от ведомства за подписью заместителя министра Андрея Картуна подчеркивается, что продавец обязан выдавать кассовый чек либо иной документ, – так гласит закон.
– Согласно абзацу четвертому статьи 1 Закона о защите прав потребителей документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), – кассовый чек, иной платежный документ. А именно, квитанция к приходному кассовому ордеру, товарный чек, документ (карт-чек, чек и др.), подтверждающий совершение платежа посредством банковских платежных карточек, а также электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, проездной документ (билет), иной документ, подтверждающий оплату товара (выполнения работы, оказания услуги) в соответствии с законодательством.
Также: надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании продавца (исполнителя), наименовании, цене товара (работы, услуги), – пояснили в МАРТ.
В ведомстве также уточнили, что в случае, когда оплата заказанных товаров в интернет-магазине осуществляется банковской платежной картой через систему электронных платежей, документом, подтверждающим приобретение товаров, будет являться карт-чек (чек), подтверждающий совершение платежа посредством карты.
Порядок осуществления операций с банковскими карточками определяется Инструкцией, утвержденной постановлением Правления Национального банка Беларуси № 378 (далее – Инструкция № 378).
Согласно нормам пункта 41 Инструкции № 378 карт-чек воспроизводится (визуализируется) для последующего предоставления держателю карточки на бумажном носителе и (или) в электронном виде в соответствии с требованиями Инструкции, правилами банка-эквайера и (или) платежной системы. Воспроизведение (визуализация) карт-чека на бумажном носителе осуществляется по запросу (требованию) держателя карточки.
При отсутствии технической возможности предоставить карт-чек на бумажном носителе или в электронном виде, держатель карточки вправе обратиться в банк-эмитент. И по запросу получить следующую информацию:
- дату и время осуществления операции, наименование операции;
- наименование организации торговли (сервиса) (платежного агрегатора);
- сумму операции;
- код или наименование валюты операции;
- код, подтверждающий авторизацию операции;
- реквизиты карточки и (или) счета клиента.
Специалисты МАРТ посоветовали Ольге обратиться в банк-эмитент, который выпустил ее карточку.
– Принимая во внимание изложенное и возможность получения документа, подтверждающего приобретение товара (карт-чека (чека)) потребителем, в электронном виде, а также на бумажном носителе при обращении в банк-эмитент, нарушений законодательства о защите прав потребителей МАРТ не усматривается, – говорится в ответе ведомства.
Чтобы получить чек от продавца, МАРТ рекомендует письменно обратиться с претензией и указанием информации к маркетплейсу Wildberries – ООО «ИМВБРБ».
Если продавец проигнорирует требование выдать чек, представители МАРТ рекомендуют обратиться в администрацию Фрунзенского района Минска (местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения продавца) для принятия мер и обеспечения защиты прав потребителя.
В обращении необходимо указать все обстоятельства дела, Ф.И.О. покупателя и номер мобильного телефона, на который зарегистрирован личный кабинет в интернет-магазине, а также приложить к нему копии имеющихся документов (например, скриншоты с информацией, когда был сделан заказ, иные имеющиеся сведения).
Чтобы узнать, что произошло на стороне маркетплейса, почему Wildberries перестали присылать электронные чеки покупателям, мы обратились с официальным запросом в PR-службу компании. Однако ответа не получили.