Стоит ли опасаться, что мы останемся без кофе? Насколько вырастут цены на него? Как отразилась текущая ситуация на обжарщиках кофе и на чем пришлось экономить? Эти вопросы прокомментировал Вячеслав Жадан, сооснователь Roast.by, а также кофеен «1801», Blackmill, «Двойной», Ок | Но.
Цены вырастут с изменением курса валюты
– Рынок кофе в Беларуси достаточно неоднородный. На нем широко представлены разные компании: есть очень большие заводы мировых брендов (в России), есть много импорта, есть локальные обжарщики разных размеров.
Последние годы была устойчивая тенденция увеличения доли натурального кофе по отношению к растворимому. В ресторанном сегменте многие переходили на свежую обжарку, открывалось большое количество кофеен, и спрос на качественный кофе постоянно рос.
Когда я вижу очередной заголовок, что крупная финская кофейная компания уходит с российского рынка, – это кликбейт. Когда начинаешь разбираться, то оказывается, что приостановлены инвестиции или это решение принято сроком на две недели. Да, часть компаний приостановят импорт в Беларусь и Россию, но остановить производство сможет только прямая угроза санкций в адрес конкретных компаний. Кофе является частью пищевой индустрии и попадет под запрет в последнюю очередь.
Если говорить про локальную обжарку коротко: проблем хватает. В себестоимости кофе основная часть – это импорт, поэтому однозначно цены вырастут с изменением курса рубля.
Не менее важным фактором являются проблемы с логистикой. Практически все судоходные компании отказываются выгружать кофе в РФ. Раньше мы могли купить контейнер арабики из Бразилии и выкупать его с российского склада, при этом получая финансирование в виде отсрочки платежа от европейских компаний. Сейчас такой возможности нет и скорее всего надолго. Это сильно бьёт по всей финансовой модели, ведь цикл производства кофе достаточно длинный (одна только доставка зерна из страны произрастания в постковидных условиях нехватки контейнеров могла занимать до трех месяцев).
Люди не перестали пить кофе
Одно из наших основных направлений – аренда офисных кофемашин – сильно пострадало еще со времен ковидных ограничений и сильной релокации сотрудников в другие страны. Из позитивного (насколько это возможно в текущих реалиях): многие компании стали закупать кофе впрок, мы фиксируем даже рост оптовых отгрузок в кафе и кофейни.
С 2016 года мы развиваем свой интернет-магазин и видим, что качественный продукт способствует хорошим продажам даже в кризисное время. Интернет-магазин продолжает расти, в месяц мы выполняем более 2000 заказов. Смогли добавить в ассортимент чай, дрип-пакеты (молотый кофе, порционно упакованный в специальные пакетики) и даже капсулы.
В докризисные годы мы много инвестировали в оборудование, например, купили первый и единственный в Беларуси оптический фотосепаратор, который умеет фотографировать каждое зернышко и отбраковывать не полностью созревшие со скоростью 100 кг/час. Платили за образовательные кофейные программы, например, сертификацию высшей ступени в обжарке от Ассоциации спешалти кофе. В данный момент пришлось приостановить все инвестиции, чтобы сохранить команду. По всей группе компаний (у нас производство кофе, четыре кофейни, кондитерское производство и даже бар), а у нас работает свыше 50 сотрудников, я вижу очень собранное состояние и готовность идти вперед. При стрессе от состояния неопределённости в наше время это очень ценно. Я горжусь нашими ребятами!
Кофе – это биржевой товар
С лета 2021 года фунт арабики вырос вдвое, и это сильно отразилось на стоимости каждого килограмма. Сейчас мы вынуждены учитывать два фактора при ценообразовании: и курс доллара, и биржевую стоимость. Мы корректируем цены чаще, фиксируем эти переменные под контракты. Со своей стороны стараемся действовать открыто и понятно для наших партнеров, ведь кому-то может показаться несправедливым, что вчера он купил дороже, чем сегодня, а два месяца назад сильно дешевле. Объясняем, что курс укрепился, что является уникальным и редким событием, мы же в свою очередь уже зафиксировали его в контракте и оплатили сырье, поэтому снизить стоимость можем только на будущие сделки. В ситуации турбулентности получаем много запросов от компаний, с которыми ранее только вели переговоры.
В любом случае я убежден, что будущее только за хорошим продуктом. Мы не пойдем на удешевление, а будем выдерживать все наши стандарты качества. У нас есть пространство для роста: 84% людей, которые пробуют свежую обжарку, остаются с нами на годы. Надеемся, так будет и дальше.