Вы приехали на такси в пункт назначения, а у водителя не оказалось сдачи. Тогда обычно есть два варианта: бежать в магазин или к банкомату или смириться с тем, что сдачу вы оставите водителю в виде чаевых. Такие ситуации случаются не только в такси, но и при заказе продуктов, товаров или услуг на дом. Решили разобраться, как нужно поступать в таких случаях и кто несет ответственность.
Правовая основа поездки в такси и заказа товара на дом
В общественных отношениях, связанных с организацией перевозок граждан, а также с доставкой товаров и оказанием услуг, права потребителя защищены Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». При заказе такси вы заключаете гражданско-правовой договор – договор перевозки. При заказе товара в интернет-магазине вы заключаете договор купли-продажи.
Юридически заказ такси налагает на вас обязанность оплатить поездку, а на перевозчика – обязанность отвезти вас в пункт назначения. Таким образом, когда вы прибыли по указанному вами адресу и собираетесь рассчитаться, вы выполняете свои обязанности по договору перевозки.
Отсутствие у таксиста сдачи (каким бы крупным ни был номинал вашей купюры) не освобождает ни его, ни вас от обязанностей по договору. Таким образом, для того чтобы надлежащим образом выполнить обязанности по оплате поездки, необходимо искать варианты решения проблемы.
Выходы из ситуации на практике
В первую очередь, со стороны сотрудников службы такси важно заблаговременно предупредить клиента о возможности отсутствия сдачи с крупных купюр. В этом случае клиент может заранее отказаться от договора перевозки и обратиться в другую службу такси.
Однако, если поездка завершена, а сдачи у водителя нет, можно попробовать разменять деньги в ближайшем магазине или киоске.
Как правило, разменивать деньги должны сами таксисты, потому что отсутствие сдачи – не вина клиента.
Вторым вариантом решения проблемы является предложение зачислить сумму сдачи на абонентский номер мобильного оператора или банковскую карту клиента.
Заказали товар на дом, а у курьера нет сдачи
Курьер привез на дом заказанный товар, но при оплате не оказалось сдачи. Это также является заботой и обязанностью интернет-магазина. В данном случае действует договор купли-продажи. Обязанностью продавца является доставка и передача товара, а обязанностью покупателя – его оплата. Причем покупатель не должен нести ответственность за отсутствие сдачи у курьера.
В последнее время менеджеры интернет-магазинов заранее уточняют у клиентов, с какой суммы им необходимо подготовить сдачу. Такой подход может защитить от непредвиденных ситуаций.
Если же сдачи все-таки не оказалось, магазин или киоск далеко, то покупатель имеет право связаться с администрацией интернет-магазина и потребовать сдачу.
Представитель интернет-магазина обязан обеспечить оперативную доставку сдачи курьером.
Таким образом, важно помнить, что при отсутствии сдачи у таксиста или курьера:
- клиент (покупатель) не несет ответственности и не обязан находить варианты решения проблемы;
- таксист или курьер могут разменять купюру в ближайшем магазине или киоске и вернуть сдачу;
- водитель или курьер может предложить покупателю альтернативный способ возврата сдачи – например, на абонентский номер мобильного оператора или банковскую карту клиента;
- операторам службы такси и менеджерам интернет-магазинов рекомендуется заранее уточнять у клиента способ расчета и предупреждать водителя или курьера о необходимости подготовки сдачи.