Крупные российские маркетплейсы Ozon и Wildberries вынуждены будут поднять цены на 20% со следующего года или понести миллиардные потери. Об этом пишет “Ъ” со ссылкой на письмо Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Со следующего года в Беларуси и Казахстане, входящих в ЕАЭС, начнут взимать НДС с товаров, которые продаются через интернет-площадки, что приведет к двойному налогообложению онлайн-продавцов.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо АКИТ на имя премьера РФ Михаила Мишустина о рисках двойного налогообложения российских маркетплейсов при торговле в Казахстане и Беларуси. С 1 января 2022 года в Казахстане и с 1 июля в Беларуси для российских интернет-площадок вводится обязанность уплачивать НДС с тех товаров, которые реализованы на территории этих стран, следует из текста обращения. При этом компании продолжат платить НДС и в России.
С учетом размера налоговой ставки в 12% в Казахстане и 20% в Беларуси дополнительная налоговая нагрузка на российские маркетплейсы составит 3,6 млрд рос. руб. и 3,8 млрд рос. руб. соответственно, оценивают в АКИТ.
В то же время на трансграничные интернет-площадки за пределами стран ЕАЭС, включая AliExpress, eBay и Asos, требования распространяться не будут, отмечают в ассоциации. Российские компании просят правительство помочь отсрочить введение НДС в соседних странах до проработки вопроса налогового вычета внутри страны.
В Lamoda подтвердили, что ситуация «очень острая». «Барьеры в виде двойного налогообложения ставят под вопрос рентабельность нашей работы в этих странах»,— добавили там. Для российских продавцов Ozon, принимающих сейчас решение выйти к покупателям в Беларуси и Казахстане, отсутствие возможности подтверждения нулевой ставки НДС является фактором, увеличивающим искусственно стоимость продаваемых товаров, отметил управляющий директор компании Сергей Беляков. В Wildberries говорят, что в рамках межведомственных комиссий прорабатывают возможные варианты решения проблемы.
Рынки Беларуси и Казахстана, с одной стороны, интересны российским маркетплейсам, с другой — по проникновению онлайн-торговли они значительно уступают домашнему рынку, отмечает партнер Data Insight Борис Овчинников. Из-за более быстрых темпов роста внутрироссийских продаж доля СНГ в обороте крупнейших игроков даже снижается, считает эксперт. «В этом смысле СНГ — это игра на перспективу. Через несколько лет и эти десятки миллионов покупатели будут быстрее, чем сейчас, мигрировать в онлайн»,— резюмирует Борис Овчинников.