«Посмотри на себя! Какой из тебя кузнец?» – так заявили хрупкой Марии Тарлетской в приемной комиссии во время поступления на факультет художественной обработки металла. С тех пор прошло 28 лет. Сегодня Мария – художник-скульптор, кузнец с богатым опытом работы на объектах в Беларуси и за рубежом. Например, это ее кованые изделия украшают станцию метро «Ковальская Слобода», посольство Ватикана в Минске, храм-памятник в честь Всех Святых, микрорайон Новая Боровая. Кованые изделия белорусской женщины-кузнеца находятся в коллекциях отечественных и зарубежных музеев в Литве, России, Украине, Германии, Польше, Австрии, США. Почему Мария выбрала такую профессию и выгодно ли сегодня заниматься художественной ковкой? Корреспондент Myfin.by побеседовал с белорусской женщиной-кузнецом.
«Понимала, что иду не туда и не с теми»
После школы Мария поступила в Белорусский государственный педагогический университет на специальность учитель черчения и рисования. Но не закончила вуз.
– Попала совсем не в свою среду. В окружении девушек-художниц, будущих учителей я остро понимала, что иду не туда и не с теми. Скорее всего, сказывались детские годы в мужском коллективе. Ведь я росла в семье с двумя братьями, отцом и дедушкой. С детства созидательный ручной труд был всегда рядом. На контрасте, в женском коллективе, я точно определилась, чем хочу заниматься. Поэтому развернулась на 180 градусов – решила поступать в Академию искусств, выбрав направление – художественная обработка металла. Конечно, родители расстроились, узнав, что я бросаю педагогический университет и иду учиться на кузнеца, но не отговаривали. Знали, что любые аргументы будут бесполезными, – вспоминает Мария.
После окончания Академии искусств девушка обратилась в районную администрацию за субсидией для начинающих предпринимателей. Получила безвозмездное пособие в 400 долларов и учредила художественно-производственное объединения ООО «Артобъект». Денег хватило на покупку углошлифовальной машины, металла и аренду кузни.
«Артобъект» до сих пор проектирует и производит эксклюзивные кованые ограждения, малые архитектурные формы, мебель, предметы интерьера. За время работы были созданы объекты для многих юридических и частных лиц.
«Сменятся поколения, а работы останутся»
Работа никогда не превратится в рутину, описывает плюсы своей профессии Мария.
– Металл – очень благодарный материал. Хотя свойства металла мне известны уже давно, тем не менее я все еще продолжаю открывать его новые возможности. Мне кажется, что потенциал черного металла бесконечен, с ним можно работать всю жизнь.
Однако художественная ковка предполагает и большую ответственность перед обществом и собой, признается художница.
– Арт-объекты из металла выдерживают минимум 500 лет. Сменятся поколения, а работы останутся.
Никто не знает, каким будет общество через полтысячи лет. Поэтому нужно работать с металлом, думая о будущем, о своей репутации
Осознание долговечности работ — это сильная мотивация. Считаю, что мне повезло: у меня прекрасная работа.
Мария говорит о своей работе с легкостью. Однако кузнечное дело считается физически тяжелым видом деятельности: нужно быть готовым переносить высокие температуры и физические нагрузки.
— Мы работаем с огнем, со станками. Из профессиональных заболеваний – проблемы с легкими (пыль при резке металла) и со слухом (громкие звуки). Однако, соблюдая технику безопасности, можно избежать травматизма и минимизировать риски для здоровья. Для этого не нужно экономить на СИЗах, работать в наушниках, заполнять журналы по технике безопасности.
Кроме того, при правильно выстроенных бизнес-процессах женщине-кузнецу не всегда придется выполнять тяжелую физическую работу. Мастерская может обзавестись мужчинами – наемными сотрудниками или партнерами по работе.
– Самый интересный и красивый этап работы – ковка. Ты кладешь заготовку в горн, нагреваешь до высокой температуры, а затем механически воздействуешь на нее молотком или пневмомолотом, придавая форму. Однако этому процессу предшествует много подготовительных малоприятных процедур. Последующая обработка также занимает длительное время и сопряжена с пылью, грязью и копотью. Когда-то мне приходилось заниматься всем процессом от начала до конца. Сейчас сама непосредственно подключаюсь только на этапе ковки. Все остальное делают мужчины-кузнецы – мои партнеры.
90% рабочего времени Мария проводит в ноутбуке – готовит макеты и дизайн. Ведь кузнец 21 века – это не только человек, умеющий чувствовать металл, но еще и опытный юзер.
– Кузнецы бывают разные. Кому-то базовых навыков более чем достаточно, но это не мой случай.
При работе с металлом мне приходится использовать дорогостоящие технологии, такие как, например, станки лазерной резки. Сборочные чертежи, раскрой деталей, проектирование – все это делается в программном обеспечении.
По словам Марии, пригодятся и другие навыки. Так, для общения с зарубежными заказчиками необходимо знание английского языка. Полезными будут онлайн-курсы по продвижению бренда за границей.
Казалось бы, женщине-кузнецу в нашей реальности приходится постоянно сталкиваться с гендерной дискриминацией. В русском языке у данной профессии даже нет женского рода. Однако Мария говорит, что никогда не встречалась с предвзятым отношением со стороны заказчиков или мужчин-кузнецов. Даже наоборот.
– С дискриминацией столкнулась лишь в приемной комиссии Академии искусств, когда пришла учиться на кузнеца. Мне сказали: «Посмотри на себя! Какой из тебя кузнец?» – но меня это не остановило. Я абсолютно уверена, что выбор традиционно мужской профессии привел меня в точку успеха. Гендерное несоответствие давало мне только плюсы. Во-первых, меня хорошо запоминают, не нужно представляться дважды. Во-вторых, многие хотят эксклюзивное «железо», выполненное именно женщиной-кузнецом.
«Конкуренции практически не осталось»
На кузнецов, рассказывает Мария, в Беларуси спрос большой, потому что их «почти не осталось». Конкуренция в этой сфере небольшая.
– Я больше работаю как художник, а не как производитель. У меня как у художника-кузнеца конкуренции практически не осталось. К величайшему сожалению, не осталось. Еще несколько лет назад прекрасных кузнецов-художников было много. Затем кто-то уехал, кто-то в силу возраста оставил этот мир.
Значит ли это, что ковка изделий в отсутствие конкурентов приносит хороший заработок? Не совсем так.
– Раньше к нам поступало много заказов из стран ЕС, в частности из Норвегии. Но сейчас западные заказчики не могут перевести нам деньги, а мы не можем доставить им готовую продукцию из металла. Переориентироваться на страны СНГ мы не смогли, поскольку с нашими ценами мы там не конкурентоспособны. В России и других постсоветских странах другие экономические условия, низкая налоговая база или другой фактор, но мы по ценам не можем соревноваться с их кузнецами. Поэтому на данном этапе работаем только на рынке Беларуси. Делаем кованые арт-изделия для владельцев коттеджей. Кроме того, за последний год я продала несколько своих скульптур частным официальным галереям Беларуси. Вообще рынок кованых изделий в Беларуси небольшой. Наценка на изготовленную продукцию у нас в самом лучшем случае 9%.
Если сейчас новичку начинать этот бизнес, то вряд ли он принесет доходы, способные обеспечить уровень жизни хотя бы на среднем уровне.
Главная затратная часть – зарплаты сотрудникам, если таковые имеются. Железо стоит не дорого – 4 рубля за килограмм, привозят его из России. Хотя еще недавно металл стоил один доллар за килограмм, доставлялся из Украины. На втором месте в статье затрат – расходные материалы для инструментов: сварочная проволока, газы, крепежи и др. В мастерской нет дорогостоящих станков лазерной резки, поэтому данная часть работы отдается на аутсорс. Также нужно учесть аренду помещений под мастерскую.
Плюсом эксклюзивной арт-мастерской на узком рынке является то, что можно сэкономить деньги на продвижении.
– C 2010 года «Артобъект» вообще не занимался продвижением услуг. Заказчики сами находили нас. Ради эксперимента я когда-то подключила рекламу, но не заметила роста входящих заказов. Поэтому к рекламе мы больше никогда не возвращались, – рассказывает Мария.
А вот и лайфхак, которым могут воспользоваться начинающие художники-скульпторы, чтобы найти первых клиентов. Марии в этом помог университетский нетворкинг и аренда помещения в среде единомышленников-предпринимателей.
– В Академии искусств была кафедра подготовки дизайнеров интерьера. Выпускники кафедры рекомендовали меня своим заказчикам. Так я получила первого клиента – изготовила для него подставку перекидного календаря. Затем какое-то время я арендовала офис в здании молодежной социальной службы: на его базе был создан инкубатор малого бизнеса. Этот инкубатор предпринимательства дал мне много полезных контактов. Завязались знакомства с проектировщиками, дизайнерами, производителями мебели, отделочниками, строительными компаниями.
Сейчас Мария активно готовится к фестивалю Burning Man. Это крупнейший в мире фестиваль искусств и радикального самовыражения, который ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок в Неваде, США. Работает над скульптурой, которую повезет на арт-мероприятие с посещаемостью в 80 тыс. человек.