Как можно оценить уровень госдолга Беларуси? Так ли он критичен на данный момент, как говорят некоторые эксперты? Министр финансов Максим Ермолович заявил недавно, что Беларусь обеспечена источниками для погашения и обслуживания госдолга в 2019 году, имеет задел на следующий год, чтобы этот долг обслуживать «по полной». И влияет ли уровень госдолга на уровень доходов белорусов или они друг от друга не сильно зависят? Свое мнение об этом в комментарии Myfin.by высказал финансовый консультант Михаил Грачев.
– На самом деле, уровень государственного долга в Республике Беларусь можно оценивать по принципу стакана, до половины налитого водой, – он наполовину пуст или наполовину полон? Дело в том, что в Беларуси соотношение госдолга к внутреннему валовому продуктунаходится приблизительно на уровне 45% и – «плюс-минус» - колеблется в этих пределах. Его можно назвать и не очень большим, и не очень маленьким.
Беларусь исправно платит по своим долгам
Начну с последнего. На самом деле Беларусь в течение своей суверенной истории, с начала 90-х годов, никогда не была неисправным плательщиком. И, по большому счету, у нас никогда не было ситуации, близкой к дефолту. При любых обстоятельствах Беларусь исправно платит по своим долгам и исправно обслуживает госдолг. Это достаточно большой плюс, особенно с рейтинговой точки зрения.
И это, в свою очередь, дает возможность привлекать другие средства в виде кредитов, инвестиций на иных, более удобных для госбюджета, условиях: более низкий процент, более длинные сроки и более ликвидные площадки размещения наших долговых обязательств. Например, те ценные бумаги, которые размещаются в европейских юрисдикциях, допустим, на Лондонской площадке или во Франкфурте. Безусловно, они более высоко котируемые, и отношения к этим долговым обязательствам более, скажем так, доверительные со стороны инвесторов. Это неоспоримый плюс.
Можно говорить о том, что сейчас Беларусь фактически работает на обслуживание тех задолженностей, которые были сформированы ранее – в конце 1990-х, начале 2000-х годов, в кризисные моменты.
Факт, что задолженность не снижается, говорит о том, что на самом деле поступлений в бюджет, может быть, не так много, как хотелось бы. А то, что не растет, – свидетельствует о том, что на самом деле у государства нет таких внешних и внутренних заимствований, которые заставляли бы делать все новые и новые и тем самым увеличивать эту задолженность. Такой баланс – это в общем-то хорошо. Безусловно, если бы госдолг Беларуси снизился до уровня, скажем, в размере 5-10%, то было бы еще лучше.
Но существующий уровень госдолга и его соотношение к ВВП по большему счету не критичны, когда государство в состоянии обслуживать свой долг. Есть масса примеров, когда крупные и развитые государства, например, Италия, Япония, имеют соотношение задолженности к ВВП в разы, превышающее наше. И, по большому счету, никто там, говоря современным языком, «не парится» по поводу этого. Происходит это по той простой причине, что у них реальный сектор генерирует прибыль, налоги и эти поступления позволяют государству чувствовать себя вполне комфортно. То же самое касается доходов населения, доходов домохозяйств.
Важен баланс
На самом деле соотношение между государственным долгом и уровнем доходов населения достаточно косвенное, или «касательное». Все-таки государство направляет на обслуживание своего долга, своих обязательств те средства, которые закладываются в бюджет. И в тот же бюджет закладываются все остальные выплаты, в том числе на социальные нужды, на развитие соцсферы. Этот баланс при формировании бюджета более важен, чем соотношение госдолга к внутреннему продукту.
Безусловно, сегодня никто наше государство не ставит перед фактом, что мы разом должны рассчитаться по всем долгам. И если бы так стоял вопрос, то, конечно, сразу нам трудно было бы выплатить все долги. Например, по сравнению с нашим ближайшим экономическим партнером – Российской Федерацией, у которой соотношение всех долгов - и государственного, и корпоративного - приблизительно сопоставимо с теми уровнями резервов, которые накоплены государством. То есть Россия в этом смысле совершенно не испытывает никаких «головных болей». По гамбургскому счету, если вдруг кто-то предъявит ей все обязательства к исполнению, то Россия может их выполнить нажатием одной клавиши.