Малый и средний бизнес Беларуси в нынешних сложных условиях отмечает важность таких мер поддержки от государства, как налоговые каникулы, временное снижение отчислений в ФСЗН и арендной платы. Об этом сообщил журналистам старший научный сотрудник BEROC Родион Морозов во время онлайн-презентации результатов исследования «Белорусский бизнес и борьба с COVID-19».
Выборочный опрос предприятий частного сектора проводился исследовательской компанией MIA Research 13-27 апреля. Были опрошены представители 100 микро-, малых и средних предприятий, занятых в различных отраслях. Это были предприятия как Минска, так и регионов.
Падение выручки из-за коронакризиса и шока спроса отмечено 64% организациями МСБ, ставших участниками исследования. У 40% опрошенных предприятий выручка упала более чем на 20%. Сократили расходы на оплату труда 38%, а сокращение персонала произошло у 25%.
Самый сильный удар пришелся на организации таких сфер, как транспорт, развлечения, рестораны, гостиницы. У них выручка упала на 82-90%, а сокращение сотрудников составило от 30% до 55%.
Как отметил эксперт, предприятия сфер IT и промышленности стараются сохранить человеческий капитал. Организации IT-сферы и B2B-услуг активно меняют форматы и модели своей деятельности. А вот предприятия сферы транспорта и развлечений не могут перестроиться и не особо занимаются поиском новых форматов работы.
Эксперт обратил внимание на то, что, согласно опросу, в новых условиях относительно выигрышно выглядит сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйства. У ряда предприятий этих сфер выручка не упала и даже выросла.
О «подушке безопасности»
Если не прибегать ко внешнему финансированию, на какой период предприятию хватит имеющейся «подушки безопасности» в случае без мер государственной поддержки, спросили эксперты у представителей МСБ.
Среди тех, у кого «подушка безопасности» меньше , чем на два месяца, себя назвали большинство предприятий сферы развлечений и отдыха (70%), общественного питания и гостиничного бизнеса (78%), строительства (60%).
Родион Морозов подчеркнул, что «влияние кризиса уже ощущает строительство – показатель здоровья экономики Беларуси».
В транспорте, складировании, почтовой и курьерской деятельности только 9% отметили, что у них «подушки безопасности» хватит меньше, чем на два месяца.
Как бизнес воюет с кризисом
Представители малого и среднего бизнеса ответили также на вопрос, какие меры они предпринимают в сложившейся за последний месяц ситуации. Наиболее популярными (от 48% до 23% респондентов) в МСБ мерами стали:
- оптимизация несвязанных с оплатой труда расходов,
- активные переговоры о снижении стоимости с поставщиками, подрядчиками, арендодателями,
- уменьшение зарплат и премий,
- поиск новых рынков и переход на другие форматы работы (доставка продукции на дом и др.).
22% субъектов хозяйствования предприняли в отношении своих работников такую меру, как отпуск без сохранения зарплаты.
Вместе с тем 24% опрошенных ответили, что не предпринимают никаких мер.
Очень мал процент тех, кто предпринял такие меры, как:
- расторжение договоров подряда (1%),
- открытие кредитной линии в банке (2%),
- повышение цен на свою продукцию (4%),
- приостановка деятельности предприятия (5%).
Что больше всего надо от государства?
В ответах на этот вопрос 62,4% респондентов назвали налоговые каникулы, 38,6% - снижение арендной платы, отсрочка арендных платежей с последующей рассрочкой их погашения, 32% - временное снижение отчислений в Фонд соцзащиты и 23% опрошенных - отмена штрафных санкций за несвоевременные расчеты по налогам и сборам.
Об ожидании облегчения доступа к финансовым ресурсам (льготные ставки, кредитные гарантии) заявили только 9,9% респондентов.
58,4% предприятий идут на уступки своим партнерам и клиентам в сложившейся ситуации. В частности, отсрочки и скидки клиентам предоставляют около 36% представителей МСБ, дополнительные услуги бесплатно - 13,9%.
Рекомендации экспертов бизнесу и государству
Родион Морозов также озвучил рекомендации экономических экспертов по поддержке бизнеса и улучшению экономической ситуации.
Бизнесу рекомендуется:
- отслеживать и управлять краткосрочной ликвидностью;
- осваивать альтернативные варианты цепочек поставок и форматов деятельности;
- вести прозрачный, прямой и регулярный диалог с клиентами, партнерами, государством.
Рекомендации государству:
- помочь бизнесу пережить кризис с тем, чтобы после его окончания наиболее эффективные предприятия могли быстро восстановиться и обеспечить предложение рабочих мест и рост экономики;
- создать условия, чтобы часть бизнеса могла быть добровольно и быстро «законсервирована» или ликвидирована с минимальными издержками.
- не ограничиваться только краткосрочными решениями, а реагировать и решать структурные проблемы экономики, повышать ее конкурентоспособность: цифровизация, развитие управленческих компетенций, поддержка экспорта, поддержка самоорганизации, обеспечение равного доступа.
Презентация результатов исследования проводилась в рамках проекта Центра экономических исследований BEROC и пресс-клуба «Открытый диалог по экономическим реформам» совместно с Исследовательским центром ИПМ.