Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Азарт как стратегическое оружие руководителя: почему игры способны вытащить компанию на новый уровень

Азарт как стратегическое оружие руководителя: почему игры способны вытащить компанию на новый уровень
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: journal.the2school.com
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: journal.the2school.com

В арсенале каждого руководителя есть свои приемы, привычные рычаги и тактические хитрости, которые помогают вести команду к целям. Одни делают ставку на жесткий контроль, другие – на сухие KPI и аналитические отчеты, третьи пытаются вдохновлять громкими речами и амбициозными планами. Но есть инструмент, о котором большинство даже не задумывается. А если и слышали, то отмахнулись: «Это несерьезно, мы же не детский сад». Речь идет об играх, рассказывает бизнес-тренер Виктор Епимахов.

В подавляющем числе компаний управленческие игры либо не применяются вообще, либо превращаются в случайные конкурсы на корпоративе, которые не имеют никакой связи с реальной работой. Это не просто забытый инструмент – это упущенная возможность, которая могла бы напрямую влиять на выручку, скорость выполнения задач и внутренний бренд компании.

Игра в корпоративной среде – это не про «развлечение ради улыбок». Это про структурированный, регулярный процесс, который встроен в каждодневную работу и помогает перевести сухие цифры KPI в формат, где они становятся частью живого, энергичного, увлекательного процесса. Когда задача перестает быть просто «строкой в плане» и превращается в этап гонки, где есть конкуренты, временные рамки, финиш, она обретает совсем другой вес.

И самое важное – правильно настроенная игра одинаково эффективна и в маленьком стартапе на десять человек, и в международной корпорации с тысячей сотрудников. Она убирает рутину и делает так, что каждый член команды работает с азартом, а не «по инструкции». Это управленческая технология, которая не просто мотивирует, а формирует конкурентную культуру, где результат – это личная победа каждого.

Мы играем всегда, просто забыли об этом

Даже самые серьезные предприниматели, которые презрительно отмахиваются от слов «игровые механики», живут в играх ежедневно, просто в другом контексте. С детства мы соревновались в дворовых играх, боролись за медали на школьных олимпиадах, получали признание на спортивных турнирах. В студенчестве мы участвовали в конкурсах, рейтингах, проектах. Взрослая жизнь тоже полна игр: тендеры – это гонка, переговоры – это партия в шахматы, вывод нового продукта на рынок – это марафон, где выигрывает не только быстрый, но и выносливый.

Нам нравится соревноваться, нравится ощущать вызов и видеть финишную прямую. Именно поэтому в бизнесе игровые механики работают идеально. Они перезапускают энергию, меняют тональность работы: там, где звучало «мы не успеем», появляется «давайте попробуем»; где был затянутый e-mail, возникает живой обмен идеями в коридоре; где был отчет для отчета появляется желание показать результат лучше всех.

Как встроить игры в работу компании так, чтобы они стали вашим реальным конкурентным преимуществом? Начнем с самого главного – правил.

Правила священная территория

Игра держится на доверии, а доверие – на правилах. Если они размыты, меняются по ходу или трактуются выборочно, то никакой азарт не выживет. В корпоративной игре, как и в спорте, правила должны быть понятны всем участникам с первого дня. Они должны быть неизменны в процессе и одинаковы для всех, вне зависимости от должности, симпатий или личных обстоятельств.

Когда я внедрял игры в одну из компаний, в которых работал, произошел показательный случай. В игре был несомненный лидер, но одна девушка сильно отставала. Я решил ее поддержать, и она, собравшись, вырвалась вперед, оставалось лишь немного дожать до победы. Я принял решение подарить приз сразу двум участникам. Результат был неожиданный: лидер, которая изначально шла первой, сдалась. В следующих играх она занимала предпоследние места, потому что потеряла цель. Самое главное – ее победа обесценилась, перестала быть чем-то уникальным и по-настоящему восхитительным. Этот случай навсегда убедил меня, что даже небольшое изменение правил может разрушить мотивацию сильнейших игроков.

Правила нужно озвучивать заранее, объяснять их значение и держать неизменными до конца игры. В некоторых моих проектах за последнее место следовало увольнение. И это воспринималось спокойно, потому что условия были прозрачными и каждый понимал, на что идет.

Морковка спереди и морковка сзади

Чтобы игра не просто увлекала, а двигала вперед, нужны два вида стимулов: положительный и отрицательный. Морковка спереди – это приз, ради которого хочется ускоряться. Он может быть денежным или нематериальным, но должен быть ощутимым и значимым. Для кого-то это премия или бонус, для кого-то – участие в знаковом проекте, для кого-то – признание команды или публичная награда.

Морковка сзади – это мягкий, но реальный стимул не расслабляться. Это может быть лишение привилегий, дополнительные задачи или упущенная возможность. А в зависимости от вашей корпоративной культуры и уровня зрелости команды в отдельных случаях – даже увольнение как часть честных, заранее оговоренных правил.

Комбинация стимулов создает баланс. Если есть только приз – люди будут ждать, когда он «упадет в руки», не всегда выкладываясь. Если есть только последствия – это быстро превратится в давление и вызовет отторжение. Но когда видны обе морковки, возникает ровная, устойчивая мотивация, которая не сгорает после первой победы.
Источник: Pexels

Барьеры как топливо азарта

Парадоксально, но чтобы люди действительно включились в игру, им нужны не только цели, но и препятствия. Когда путь к победе слишком прямой, он теряет ценность. Настоящее удовольствие приносит преодоление – именно в процессе борьбы раскрывается креативность, вырабатывается командная солидарность и рождаются нестандартные решения.

В управленческих играх барьеры могут быть разными: ограниченные бюджеты, сокращенные сроки, нестандартные условия. Эти рамки заставляют сотрудников мыслить иначе, пробовать то, что они не делали раньше, искать ресурсы, которые раньше не замечали. И, что особенно важно, такие барьеры делают победу ценнее, а результат – ярче.

Преодоление препятствий не просто добавляет эмоций. Оно повышает общую планку работы команды: после сложной задачи люди уже не возвращаются к прежнему уровню, а действуют быстрее, смелее и увереннее.

Непрерывность – без пауз и отпусков от игры

Главный враг любой игры – перерывы. Стоит соревнованию закончиться и не начаться новому, как команда возвращается в рутину, теряет темп, а вернуть прежний азарт потом в разы сложнее.

Поэтому принцип непрерывности ключевой. Одна игра должна плавно перетекать в другую. Завершилось квартальное соревнование запускается новая форма челленджа. Отгремела командная гонка начинается индивидуальный турнир. Формат и цели можно менять, но ощущение постоянного движения вперед должно сохраняться.

Вам нужно систематически внедрять игры в вашу компанию, чтобы сотрудники не расслаблялись, а работали в постоянном азарте. Это напрямую отражается на выручке: чем выше вовлеченность и динамика, тем быстрее растут показатели.

Что делать с «вечными лидерами»

В любой команде есть звезды, которые почти всегда выигрывают. Для них это стимул, но для остальных – демотиватор: «Зачем стараться, если он всё равно первый?» Если этот эффект не устранить, игра быстро превратится в состязание «для галочки».

Опытный руководитель решает это так: сильные играют с сильными, слабые – с равными. Можно вводить несколько лиг, групп или создавать специальные задачи для лидеров, где их соперники – такие же сильные игроки. Еще один вариант – переводить звезд в роль наставников, которые не участвуют в розыгрыше призов, но помогают другим показывать лучшие результаты.

Так сохраняется баланс: новички и средние игроки видят реальный шанс на победу, а лидеры не теряют вызова и не превращаются в «вечных чемпионов» без сопротивления.

Вывод: игры это не детская забава, а управленческая технология.
Игры в бизнесе – это не про «развлечь сотрудников». Это про системную, стратегическую работу с энергией, мотивацией и результатом команды. Это инструмент, который позволяет удерживать высокий темп, повышать вовлеченность, стимулировать креативность и одновременно формировать HR-бренд компании, куда хотят попасть лучшие специалисты.
Компании, которые внедряют управленческие игры, получают двойной эффект: рост производительности и укрепление имиджа. И самое главное формируют культуру, где сотрудники не ждут задач сверху, а сами ищут вызовы и хотят побеждать.

Игра – это серьезное оружие в руках руководителя, который готов управлять не только через отчеты и регламенты, но и через азарт, который движет людьми быстрее любых KPI.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все