Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Контроль операций с криптовалютами и AML в Беларуси: что нужно знать бизнесу

Контроль операций с криптовалютами и AML в Беларуси: что нужно знать бизнесу
Фото носит иллюстративный характер. Источник: freepik.com
Фото носит иллюстративный характер. Источник: freepik.com

В предыдущей статье мы рассказывали про опыт внедрения блокчейн-технологий в реальные проекты. Сейчас рассмотрим правовое регулирование контроля операций с криптовалютами и AML.

Что такое AML в криптовалютной сфере?

AML (Anti-Money Laundering или же «борьба с отмыванием денег») – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение использования финансовой системы для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (AML/CFT).

В криптовалютной сфере AML особенно актуален, поскольку:

  • операции децентрализованы и часто анонимны;
  • отсутствуют традиционные посредники в виде банков и регуляторов;
  • можно перемещать активы через границы за считанные минуты.

Международные стандарты AML устанавливаются Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). В 2019 году она опубликовала рекомендации для стран по регулированию провайдеров услуг с виртуальными активами (VASP), включая требования по KYC (Know Your Customer или же «знай своего клиента»), мониторингу и отчетности.

AML в белорусском праве

В Беларуси AML-требования по операциям с криптовалютами базируются на двух уровнях:

  1. Общее законодательство о противодействии отмыванию денег, а именно Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – ПОД/ФТ)».

Так, в Законе определено, что администрация (с 2023 года – Секретариат Наблюдательного совета) ПВТ в пределах своей компетенции осуществляет контроль в части соблюдения законодательства о ПОД/ФТ резидентами ПВТ в рамках деятельности по операциям с криптовалютами.

2. Специальный режим в рамках ПВТ, в частности:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. N 8 «О развитии цифровой экономики»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 18.03.2021 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь»;
  • Положение о ПТВ, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий»;
  • Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля резидентов ПВТ, утв. решением Наблюдательного совета ПВТ от 23.10.2018.

В соответствии с указанными актами:

  • криптокомпании обязаны идентифицировать клиентов (KYC);
  • требуется внутренний контроль и соответствующие локальные правовые акты компании;
  • ведется журнал операций и отчётность для надзорных органов ПВТ;
  • резиденты ПВТ могут лишиться статуса за невыполнение предписания об устранении нарушений, вынесенного Администрацией (с 2023 года - Секретариатом Наблюдательного совета) ПВТ по результатам проведения проверки по соблюдению законодательства о ПОД/ФТ.

Компании-резиденты ПВТ, работающие с токенами, биржами, ICO, обязаны внедрять процедуры по проверке клиентов, в том числе:

  • верификацию личности;
  • выявление источников средств;
  • мониторинг подозрительных операций.

Как проводится проверка клиентов (KYC)

Стандартный KYC-процесс включает:

  • сбор и проверку документов (паспорт, подтверждение адреса);
  • анализ происхождения средств;
  • присвоение уровня риска и соответствующие меры контроля.

Некоторые криптокомпании используют инструменты автоматической верификации, например, интеграции с Sumsub, Onfido, Crystal, Chainalysis и другими AML-платформами.

Контроль операций: как выявляются риски

Белорусские компании обязаны:

  • проводить оценку рисков операций;
  • использовать системы мониторинга транзакций;
  • сообщать о подозрительных действиях в ПВТ.
Пример: транзакция крупного объема от клиента из юрисдикции с высоким риском (к примеру, ЮАР или другие страны по списку FATF), без внятного обоснования, может быть классифицирована как подозрительная и потребовать блокировки средств или дополнительных запросов.

В целом, резиденты ПВТ при выполнении ими законодательства о ПОД/ФТ могут:

  • отказать клиенту в осуществлении финансовой операции, если она отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций;
  • приостановить финансовую операцию, но не более чем на 3 рабочих дня, для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо отказе в ее осуществлении;
  • отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме при наличии в течение 2 месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финансовых операций.
В ПВТ действуют требования по журналированию и хранению данных не менее 5 лет, что сближает правовой режим с традиционным финсектором.

В последнее время также активно развиваются инструменты деанонимизации блокчейн-операций и отслеживания средств, включая:

  • визуализацию связей между адресами;
  • трассировку монет по цепочке;
  • автоматическое выявление аффилированных кошельков.

Проблемы и риски

  1. Анонимные активы. Некоторые криптовалюты (например, Monero или Zcash) затрудняют идентификацию получателя и отправителя.
  2. Пиринговые обмены. Прямые сделки между частными лицами сложно отследить и контролировать.
  3. Отсутствие глобальной гармонизации. Требования по AML разнятся от страны к стране, что создаёт риски «регуляторного арбитража».
  4. Ограниченные ресурсы у малых компаний. Выполнение всех требований AML требует затрат на инфраструтуру, персонал и сопровождение.

Как снизить риски и соблюдать требования

  • Внедрить внутренние политики AML/KYC, соответствующие белорусскому законодательству и лучшим международным практикам.
  • Периодически обучать персонал.
  • Использовать профессиональные решения по идентификации клиентов и мониторингу транзакций.
  • Вести сотрудничество с юристами, специализирующимися в правовом регулировании крипторынка.

Что в итоге?

Белорусская правовая модель AML в отношении криптовалют – это сочетание общих требований и специальных норм ПВТ. Существующие правила позволяют бизнесу легально работать с токенами, при условии должного контроля и соблюдения процедур проверки клиентов.

При этом, международные тренды свидетельствуют о дальнейшем усилении требований. Поэтому криптокомпаниям, ориентированным на устойчивый рост, стоит закладывать AML-процедуры в основу бизнес-процессов.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все