
В предыдущей статье мы рассказывали про опыт внедрения блокчейн-технологий в реальные проекты. Сейчас рассмотрим правовое регулирование контроля операций с криптовалютами и AML.
Что такое AML в криптовалютной сфере?
AML (Anti-Money Laundering или же «борьба с отмыванием денег») – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение использования финансовой системы для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (AML/CFT).
В криптовалютной сфере AML особенно актуален, поскольку:
- операции децентрализованы и часто анонимны;
- отсутствуют традиционные посредники в виде банков и регуляторов;
- можно перемещать активы через границы за считанные минуты.
Международные стандарты AML устанавливаются Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). В 2019 году она опубликовала рекомендации для стран по регулированию провайдеров услуг с виртуальными активами (VASP), включая требования по KYC (Know Your Customer или же «знай своего клиента»), мониторингу и отчетности.
AML в белорусском праве
В Беларуси AML-требования по операциям с криптовалютами базируются на двух уровнях:
- Общее законодательство о противодействии отмыванию денег, а именно Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – ПОД/ФТ)».
Так, в Законе определено, что администрация (с 2023 года – Секретариат Наблюдательного совета) ПВТ в пределах своей компетенции осуществляет контроль в части соблюдения законодательства о ПОД/ФТ резидентами ПВТ в рамках деятельности по операциям с криптовалютами.
2. Специальный режим в рамках ПВТ, в частности:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. N 8 «О развитии цифровой экономики»;
- Декрет Президента Республики Беларусь от 18.03.2021 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь»;
- Положение о ПТВ, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий»;
- Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля резидентов ПВТ, утв. решением Наблюдательного совета ПВТ от 23.10.2018.
В соответствии с указанными актами:
- криптокомпании обязаны идентифицировать клиентов (KYC);
- требуется внутренний контроль и соответствующие локальные правовые акты компании;
- ведется журнал операций и отчётность для надзорных органов ПВТ;
- резиденты ПВТ могут лишиться статуса за невыполнение предписания об устранении нарушений, вынесенного Администрацией (с 2023 года - Секретариатом Наблюдательного совета) ПВТ по результатам проведения проверки по соблюдению законодательства о ПОД/ФТ.
Компании-резиденты ПВТ, работающие с токенами, биржами, ICO, обязаны внедрять процедуры по проверке клиентов, в том числе:
- верификацию личности;
- выявление источников средств;
- мониторинг подозрительных операций.
Как проводится проверка клиентов (KYC)
Стандартный KYC-процесс включает:
- сбор и проверку документов (паспорт, подтверждение адреса);
- анализ происхождения средств;
- присвоение уровня риска и соответствующие меры контроля.
Некоторые криптокомпании используют инструменты автоматической верификации, например, интеграции с Sumsub, Onfido, Crystal, Chainalysis и другими AML-платформами.
Контроль операций: как выявляются риски
Белорусские компании обязаны:
- проводить оценку рисков операций;
- использовать системы мониторинга транзакций;
- сообщать о подозрительных действиях в ПВТ.
В целом, резиденты ПВТ при выполнении ими законодательства о ПОД/ФТ могут:
- отказать клиенту в осуществлении финансовой операции, если она отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций;
- приостановить финансовую операцию, но не более чем на 3 рабочих дня, для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо отказе в ее осуществлении;
- отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме при наличии в течение 2 месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финансовых операций.
В ПВТ действуют требования по журналированию и хранению данных не менее 5 лет, что сближает правовой режим с традиционным финсектором.
В последнее время также активно развиваются инструменты деанонимизации блокчейн-операций и отслеживания средств, включая:
- визуализацию связей между адресами;
- трассировку монет по цепочке;
- автоматическое выявление аффилированных кошельков.
Проблемы и риски
- Анонимные активы. Некоторые криптовалюты (например, Monero или Zcash) затрудняют идентификацию получателя и отправителя.
- Пиринговые обмены. Прямые сделки между частными лицами сложно отследить и контролировать.
- Отсутствие глобальной гармонизации. Требования по AML разнятся от страны к стране, что создаёт риски «регуляторного арбитража».
- Ограниченные ресурсы у малых компаний. Выполнение всех требований AML требует затрат на инфраструтуру, персонал и сопровождение.
Как снизить риски и соблюдать требования
- Внедрить внутренние политики AML/KYC, соответствующие белорусскому законодательству и лучшим международным практикам.
- Периодически обучать персонал.
- Использовать профессиональные решения по идентификации клиентов и мониторингу транзакций.
- Вести сотрудничество с юристами, специализирующимися в правовом регулировании крипторынка.
Что в итоге?
Белорусская правовая модель AML в отношении криптовалют – это сочетание общих требований и специальных норм ПВТ. Существующие правила позволяют бизнесу легально работать с токенами, при условии должного контроля и соблюдения процедур проверки клиентов.
При этом, международные тренды свидетельствуют о дальнейшем усилении требований. Поэтому криптокомпаниям, ориентированным на устойчивый рост, стоит закладывать AML-процедуры в основу бизнес-процессов.