Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Санкции против «Белавиа»: как лицензия OFAC меняет ситуацию для авиакомпании

Санкции против «Белавиа»: как лицензия OFAC меняет ситуацию для авиакомпании
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: ОНТ
Изображение носит иллюстративный характер. Источник: ОНТ

С 11 сентября 2025 года «Белавиа» получила возможность проводить операции с американскими контрагентами благодаря Генеральной лицензии OFAC № 11, однако это не означает отмену санкций и не гарантирует возвращение на европейский рынок. Для MYFIN ситуацию комментирует Сергей Белявский, директор юридической компании «Экономические споры», рекомендованный арбитр МАС при БелТПП, медиатор.

Разрешенные операции

В 2025 году, спустя 15 лет санкций против Беларуси, произошли важные изменения. 1 сентября Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) выдало Генеральную лицензию № 11. Она позволяет проводить операции, которые раньше были запрещены, если они связаны с ОАО «Авиакомпания «Белавиа» и организациями, где «Белавиа» владеет от 50 % акций.

Документ подписал директор OFAC Брэдли Т. Смит 11 сентября 2025 года. В лицензии говорится, что все операции, запрещенные ранее, теперь разрешены для «Белавиа» и ее дочерних компаний.

– Это означает, что граждане США и компании, работающие по законам США, могут свободно проводить сделки с «Белавиа». Теперь разрешены почти все виды операций, которые были под запретом, – рассказывает Сергей Белявский.

Ключевые особенности лицензии

Важно понимать, что Генеральная лицензия – это не индивидуальное разрешение, а общий документ от OFAC, который автоматически разрешает определенные операции, которые раньше были под запретом. Однако это временное разрешение, которое действует до тех пор, пока его не отменят или не изменят.

У этой лицензии есть три ключевых момента:

  1. Позитивный аспект: теперь все операции, которые раньше были запрещены с «Белавиа» и ее дочерними компаниями, разрешены. Это открывает возможности для американских поставщиков и сервисных компаний обслуживать «Белавиа», поставлять запчасти и выполнять ремонт, а также для банков – проводить платежи.
  2. Защитные оговорки: лицензия не позволяет разблокировать замороженные активы. Если какие-то средства были заморожены, лицензия не снимет арест с них. Она разрешает только новые и текущие транзакции, но не отменяет другие санкции и правила, которые нужно соблюдать.
  3. Правило 50 %: лицензия охватывает не только «Белавиа», но и компании, где она владеет от 50 % акций. Если у «Белавиа» есть дочерние компании с такой долей, они тоже могут проводить разрешенные операции.

Стоит отметить, что санкции против Беларуси остаются в силе, что подтверждается информацией на сайте OFAC.

– К слову, подобная лицензия уже была выдана 9 августа 2023 года, но тогда она касалась только гражданского флота. Теперь таких ограничений нет, и это важное отличие, – добавляет Сергей Белявский.

Запрет на использование европейского неба для белорусских перевозчиков сохраняется.

Чего лицензия OFAC не делает?

Она не отменяет санкции для белорусских авиакомпаний в международном праве и не меняет ограничения, которые действуют за пределами США. Например, с 2021 года в Европейском союзе действуют свои санкции, которые запрещают белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство ЕС.

Также есть ограничения на поставки самолетов, лизинг, запчасти и техническую поддержку. Эти меры были введены и обновлены решениями Совета ЕС, и американская Генеральная лицензия № 11 на них не влияет. Даже если в США «зеленый свет» для «Белавиа», в ЕС ситуация может оставаться «красной».

– Это ограничение продолжает влиять на маршруты и доступ «Белавиа» к европейскому рынку. Европейские источники подтверждают, что запрет на использование воздушного пространства ЕС для белорусских авиакомпаний по-прежнему действует, – продолжает Сергей Белявский.

Важно понимать, что лицензия OFAC меняет ситуацию в США и в отношениях с американскими партнерами, но не гарантирует, что «Белавиа» сможет вернуться в ЕС. Тем не менее белорусский флот Boeing и другие самолеты из США останутся в хорошем состоянии.

Что это значит для «Белавиа» и ее партнеров?

Во-первых, для «Белавиа» открывается возможность проводить в долларах США операции и расчеты, которые раньше были под запретом из-за санкций. Теперь банки, платежные системы и поставщики могут работать с «Белавиа» без риска нарушить американские законы.

Во-вторых, для технического обслуживания и ремонта стало проще импортировать и оплачивать покупки американских запчастей. Хотя контроль за экспортом все равно будет действовать. Но бизнес теперь сможет активно участвовать в закупках компании «Белавиа», связанных с американскими поставками и услугами.

В-третьих, возможности для лизинга, страхования и перестрахования с участием американских компаний также получили шанс на возобновление, но только в рамках американских законов и с учетом других ограничений, например со стороны Европы.

Авиационные медиа подчеркивают, что в первую очередь открылись возможности для сервиса и запчастей.

Влияние на белорусские банки

Для белорусских банков, в том числе и региональных, лицензия тоже имеет важное значение. До 11 сентября 2025 года даже обычные расчеты с «Белавиа» могли быть заблокированы американскими банками. Теперь же специалисты по соблюдению правил могут ссылаться на Генеральную лицензию № 11 в своих сообщениях в системе SWIFT, прикладывать ее текст и дополнительные документы. Это значит, что сделки с «Белавиа» теперь легче проводить и платежи будут осуществляться быстрее.

Однако важно помнить, что лицензия не отменяет другие санкции, например связанные с Россией. Поэтому проверка контрагентов и товарных кодов по-прежнему обязательна. В лицензии прямо указано, что нужно соблюдать все федеральные правила, такие как ITAR и EAR.

Разблокировка счетов

В лицензии указано, что она не позволяет разблокировать счета, которые были заморожены. Если счет «Белавиа» или ее дочерней компании в США был заблокирован ранее, Генеральная лицензия № 11 не снимет блокировку. Для этого нужен отдельный юридический акт или окончание причины блокировки.

Когда в других источниках говорят о «снятии санкций», лучше воспринимать это как «широкое разрешение на операции», а не как автоматическое размораживание активов или исключение «Белавиа» из санкционных списков. В практике OFAC бывает так, что компания остается в списках, но для нее действует лицензия, разрешающая определенные операции. Это важная, но тонкая разница для юристов и финансистов.

Выводы

Политический контекст часто объясняет, «почему», но для бизнеса важнее знать, «что именно» разрешено. Поэтому подведем краткое резюме.

С 11 сентября 2025 года Генеральная лицензия № 11 в США позволяет законные сделки с «Белавиа» и ее дочерними компаниями, где она владеет от 50 % акций и более. Разрешены поставки, обслуживание и платежи, которые раньше были под запретом.

Американские компании и банки могут работать с «Белавиа» по этой лицензии, что позволяет авиакомпании планировать обслуживание с использованием американских запчастей.

Однако это не означает, что «Белавиа» может вернуться на европейский рынок, так как запрет на использование воздушного пространства ЕС для белорусских авиакомпаний остается в силе. Лицензия не исключает «Белавиа» из санкционных списков США, и компания по-прежнему остается в них.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все