В 2025 году у белорусских импортеров резко выросло количество решений о корректировке таможенной стоимости. В зону риска попали прежде всего товары с высокой наценкой. Какие товары подпадают под корректировку и кто оказывается в зоне риска, объясняет практикующий адвокат Минской городской коллегии адвокатов, эксперт по таможенным спорам Сергей Хмылко.
Больше полезной информации можно узнать в его телеграм-канале, где адвокат делиться не только реальными советами для бизнеса и граждан, но и интересными наблюдениями из мира юриспруденции.
При этом официальных сообщений о введении дополнительных мер от таможенных органов не поступало – изменения видны по количеству обращений за правовой помощью.
Косвенно дополнительный контроль подтверждается усиленными проверками на внешних границах ЕАЭС и публичными заявлениями премьер-министра РФ, который 21 октября 2025 г. заявил о необходимости формирования справедливой входной стоимости и контроля полной прослеживаемости цепочек поставок импорта для борьбы с занижением таможенных платежей.
Справедливая входная стоимость – это и есть контроль с использованием индикатора наценки. Чем выше наценка, тем больше под сомнением справедливость входной стоимости.
Вот так выглядит решение таможенного органа о необходимости внесения изменений в декларируемую стоимость:

Почему наценка стала проблемой
Таможенная пошлина и ввозной НДС рассчитываются от таможенной стоимости, которая определяется исходя из цены сделки между иностранным продавцом и белорусским покупателем.
Если товар закупается за 100 долларов, а продается в Беларуси за 200, у таможни возникают сомнения: не занижена ли фактическая цена ввоза?
Можно предположить, что часть стоимости товара иностранному поставщику компенсируется иными способами – дивидендами, услугами, бонусами или другими скрытыми выплатами. Таким образом, пошлина и НДС собираются не с реальной стоимости, а высокая наценка воспринимается как потенциальный индикатор недостоверности цены сделки.
Вот как такое обоснование выглядит со стороны таможни:

Критерии риска
Из своего опыта я выделил три уровня риска:
- Наценка незначительная – примерно 10–20 %: после проверки дополнительного пакета документов, если нет откровенных недостоверных сведений, таможня соглашается с ценой сделки.
- Наценка средняя – примерно 25–50 %: документы проверяются очень тщательно, и любая ошибка в них – основание для корректировки таможенной стоимости.
- Наценка высокая – свыше 55 %: документы оцениваются, проверяются, но сама по себе наценка является основанием предполагать, что цена сделки зависит от условий, которые нельзя качественно измерить, таможенная стоимость корректируется.
Вот как это выглядит в одном из решений таможни:

Как выбираются товары для контроля
Методика отбора товаров для дополнительной проверки не раскрывается. У таможни действует собственная система управления рисками, анализирующая цены всех деклараций по коду ТН ВЭД и стоимости за килограмм. Отклонения от средних значений автоматически формируют зону риска импортера.
Нередко импортер в течение нескольких лет проходит проверки без проблем, но в 2025 году сталкивается с дополнительным контролем практически по каждой декларации.
Основной критерий – это отличие текущей ввозной стоимости от ранее заявленной по коду ТН ВЭД.
При этом один и тот же код ТН ВЭД может охватывать совершенно разные товары: майка Mango и майка Gucci, автомобиль Renault и Porsche – всё это один код, но с кратным различием в цене. Эти отличия и требуется обосновывать перед таможней.
Рекомендации импортерам
- 1. Обосновывайте отпускную стоимость.
Наценка в 50 % должна быть экономически объяснима и подтверждаться расчетами текущих затрат: заработная плата, аренда, логистика и т. д.
Все расчеты должны быть математически корректны (сумма слагаемых, пропорция, процентная часть в ваших расчетах – не должны содержать ошибок), а итоговая отпускная цена – подтверждаться первичными документами: договорами, накладными, ТТН.
- 2. Представляйте сведения о ценах аналогичных товаров.
Следует предоставить данные о реализации идентичных или однородных товаров конкурентами в стране экспорта и на территории ЕАЭС по сопоставимым ценам.
Оптимально – приложить биржевые котировки. Такая информация косвенно подтверждает рыночный характер цены сделки и экономическую обоснованность наценки.

- 3. Предусмотрите в своих ВЭД договорах специальные положения.
Таможенный орган в перечне своих стандартных требований просит представить такие документы, как: экспортная декларация, калькуляция стоимости производителя, инвойс первого продавца, прайс-лист и т. п.
Лучше на этапе заключения договора предусмотреть положения о том, что такие документы в обязательном порядке предоставляет продавец, либо, если такие документы не существуют и не используются в коммерческой практике, – оговорить это в договоре, чтобы в последующем были основания сослаться на такие условия сделки.
- 4. Ответственно подходите к документам при дополнительном контроле.
Основные ошибки:
- Прайс-лист.
Отсутствие срока действия, условий поставки, подтверждения предоставления прайс-листа или указания, что он предназначен для неограниченного круга лиц – повод для сомнений у таможни.
Вот так примерно выглядит мнение таможни о невозможности принятия во внимание прайс-листа:

- Экспортная декларация.
Любые расхождения (в дате, весе, стоимости) могут трактоваться как несогласованность документов. Экспортная декларация должна точно соответствовать импортируемой продукции и заявленной стоимости.
- Транспортные документы.
Частая ошибка – нерыночная стоимость доставки. Таможенные органы знают реальную рыночную стоимость перевозки, например, контейнера из Китая в Минск.
Заниженные или непропорциональные расходы вызывают подозрение. Если доставка «Милан – Минск» указана в €5000, но путь до границы стоит €1000, а от границы до Минска – €4000, это выглядит нелогично.
- Несоответствие документов сделки.
Договор, спецификация, инвойс, упаковочный лист, CMR/коносамент – всё должно быть согласовано между собой. Если, например, в договоре условия поставки FOB, а в прайс-листе EXW при одинаковой цене за единицу – это явное несоответствие.
- Документы об оплате за товары.
Требование представить документы об оплате по договору ВЭД являются стандартными, но дьявол кроется в мелочах. Поводом непринятия могут стать незначительные расхождения: в центах или ввиду курсовой разницы при конвертации USD в юани, оплата сборов банка.
Вот один из примеров непринятия документов:

- Документы у экспортера.
Таможня часто запрашивает калькуляцию поставщика или инвойс первого продавца.
Не стоит отказывать в предоставлении под предлогом коммерческой тайны – это может быть расценено как необоснованное уклонение. Лучше заранее уточнить у поставщика наличие таких документов.
Бывали случаи, когда таможня ставила под сомнение калькуляцию производителя из-за отсутствия в ней данных о прибыли на единицу товара – и, надо признать, это логичное замечание.
Варианты оспаривания
Есть ли смысл не соглашаться с выводами таможенного органа? Всё зависит от конкретной ситуации.
Если в представленных документах действительно имеются несогласованности или противоречия, а также основания для сомнений в их достоверности – оспаривание, как правило, малоперспективно.
Однако если размер наценки обоснован экономическими факторами, а представленные документы всё же были поставлены под сомнение таможенным органом, целесообразно подать жалобу в Государственный таможенный комитет.
Примеры положительных решений по таким жалобам действительно существуют:

Что в итоге?
В 2025 году правила игры изменились:
- формальный пакет документов больше не гарантирует принятие стоимости;
- внимание сместилось от формы – к содержанию сделки;
- высокая наценка без экономического объяснения воспринимается как риск.
Главный вывод прост: таможенный контроль всё чаще становится контролем экономического смысла. И выигрывает тот, кто умеет этот смысл доказать – цифрами, логикой и прозрачностью.