Личный автомобиль имеет все шансы вновь стать роскошью не только из-за роста цен на сами новые и подержанные машины. Стоимость автозапчастей в нынешнем году тоже не стояла на месте, и цены на некоторые позиции, мягко говоря, просто шокируют. О том, какая ситуация сложилась на белорусском рынке автозапчастей, рассказывает Юрий Лихута – автоэксперт с более чем 20 летним опытом в автомобильном бизнесе и автожурналистике, бывший главный редактор газеты «Автобизнес», ранее руководил отделами маркетинга и рекламы импортеров Volkswagen и Mitsubishi.
Причин тому немало. Это и дефицит запасных частей, обусловленный уходом с российского рынка значительного количества зарубежных автопроизводителей, и изменившиеся и существенно подорожавшие логистические цепочки, и отказ многих дилеров от продажи запасных частей без посещения дилерских СТО.
До осени 2022 года у этого, не самого гуманного в плане цен, варианта, помимо гарантийных обязательств, среди аргументов «ЗА» были еще оригинальные либо одобренные заводом масла, фильтры и прочие расходные материалы, полный перечень которых зависел от того, на какое по счету ТО автомобиль приехал на фирменный сервис.
Теперь же так называемый «не оригинал» даже на фирменных СТО уже не редкость. Более того, многие дилеры готовы обслуживать и ремонтировать автомобили запчастями, привезенными самим клиентом.
Казалось бы, не беда. В Беларуси покупка неоригинальных запасных частей от европейских, американских и азиатских производителей не была проблемой с конца 90-х. Увы, ныне об этом можно говорить лишь в прошедшем времени. Проблемы с поставками новых товаров не обошли стороной и этот сегмент автомобильного бизнеса.
Со слов оптовых поставщиков, только логистика в нынешнем году подорожала едва ли не в три раза. Ассортимент же из-за санкций сократился почти вдвое.
Еще в начале лета реальным дефицитом на рынке автозапчастей стали подшипники, комплекты для обслуживания ГРМ, многие виды фильтров и даже моторные масла.
Последние, к слову, не исчезли из продажи, но их ценники и ассортимент уже изменились весьма существенно. И если резко взлетевшие цены постепенно вернулись на круги своя и сегодня отличаются от февральских предложений на 15-25 %, то с ассортиментом запасных частей и расходных материалов для обслуживания автомобилей все по-прежнему плохо.
Несложно узнать, насколько, отправившись в ближайший автомолл в поисках классического набора для обычного ТО, в который вошли 5 л моторного масла, масляный, топливный, воздушный и салонный фильтры.
Моторные масла снова не дефицит
Рынок, по сути, сам отрегулировал цены на них еще до вмешательства государства. Покупать по 200–280 рублей 5 л обычного синтетического моторного масла (уровень цен марта – апреля 2022 года) желающих оказалось немного, а тут еще и курс доллара вернулся к отметке 2,4-2,5 руб./USD.
Свою лепту в возврат цен внесли и мгновенно возродившиеся челноки, активно доставляющие данный вид товара в Беларусь из соседней Польши. В итоге в настоящий момент покупка моторного масла для обслуживания собственного авто – снова процедура абсолютно несложная и не шокирующая ценами.
Так,
За сумму около 100–120 рублей также можно прибрести 5 литров синтетического моторного масла от премиум-брендов (Mobil 1, Elf и т.п.), привезенного из соседней Польши. На продвинутых маркетплейсах такой товар предлагается в частных объявлениях. Однако тут уже есть немалый риск наткнуться на искусную подделку, коих нынче немало.
У тех же продавцов, которые работают официально, стоимость аналогичного товара находится уже в районе 145–195 рублей.
Покупка фильтров – лотерея
По словам продавцов многочисленных автомоллов белорусской столицы, даже с учетом осеннего улучшения ситуации с поставками некоторых позиций автозапчастей, шансы найти все необходимые для ТО фильтры (масляный, воздушный, топливный и т.д.) в одном месте – где-то 50 на 50. Многие позиции доступны лишь под заказ, со сроками поставки от 5 до 10 дней. Иных же и вовсе нет ни у розничных продавцов, ни в базах данных оптовых поставщиков. Доля отказов покупателям, в силу отсутствия необходимых запасных частей в РБ и РФ, примерно 15-20 %.
Какой-то системности в отсутствии/наличии новых запасных частей к автомобилям фактически нет. Так, обладатель 3-5-летней машины, пригнанной из Западной Европы, вполне может найти у продавца дефицитный комплект для обслуживания ГРМ, а владелец двухлетнего микроавтобуса народной марки топливный фильтр для турбодизельной версии купить просто не сможет.
В итоге теперь первый вопрос в части фильтров и прочих автозапчастей – не цена, а наличие или как минимум возможность заказа.
Цены вторичны, т.к. по некоторым позициям иных вариантов попросту нет. И более всего об этом стоит беспокоиться владельцам машин с американского рынка.
С машинами, которые официально продавались в РБ в больших объемах (VW Polo, LADA, Renault Logan, KIA Rio и т.п.), в части расходных материалов для ТО все более-менее в порядке. Есть фильтры и на машины белорусско-китайского производства. В обоих случаях цены не шокируют.
Geely проще всего будет обслужить у многочисленных дилеров. Масляный фильтр на CoolRay с турбированным мотором обойдется там около 30 рублей, воздушный – 41,66 рубля, салонный – 93,78 рубля. 5,6 литра синтетического моторного масла Shell Helix Ultra Professional 0W20 обойдутся на фирменном сервисе Geely чуть дороже 170 рублей.
С европейскими и российскими «бюджетниками» в части цен схожая картина, если расходники приобрести самостоятельно.
Так, масляный фильтр на Polo 2021 года обойдется около 50 рублей, воздушный – 90 рублей, топливный –140 рублей. Аналогичные позиции для LADA Vesta несколько дешевле: масляный фильтр – 25-35 рублей, воздушный – 25-40, салонный – 20-40 рублей. Более того, даже 5-летний Mercedes E220D в части фильтров ценами не сильно огорчит. Оригинальный масляный фильтр для него можно найти за 110 рублей, воздушный – за 220-240 рублей, угольный салонный – за 250-280.
Производители сего товара преимущественно из Турции и Китая, но, как говорится, «на безрыбье и рак – рыба». Причем «рыбу» эту нужно еще поискать и подождать. С высокой долей вероятности не получится прийти на рынок или в автомолл и купить все сразу. Поэтому, если впереди маячит регламентное ТО, о фильтрах для него стоит позаботиться заранее, при этом общаться желательно не с одним, а с несколькими продавцами, т.к. цены на этот вид товара очень сильно разнятся в зависимости от производителя и от поставщика.
Если ремонт авто незапланированный…
В этом случае поводов для оптимизма куда меньше, т.к. многие позиции сложно отыскать даже на распространенные марки и модели авто. Вот лишь несколько примеров.
На LADA Largus крайне сложно найти задние тормозные колодки. К пригнанному из CША Ford Fusion один из моих собеседников уже неделю ожидает развальные болты, которые в наличии есть только в Москве. Очень большие вопросы с запчастями для BMW моложе 2010 года.
Увы, этот печальный список можно продолжать очень долго. В нем есть: ступичные подшипники, катализаторы, пружины, ШРУСы и т.д. Причем далеко не факт, что найденный товар выходит ожидаемый от него ресурс, если речь идет о неоригинальных запасных частях.
Отдельного упоминания заслуживает ситуация с заказом электронных ключей для автомобилей. Их теперь нужно беречь как зеницу ока.
Заказать новый ключ у производителя – теперь как выиграть «джек-пот», а без ключа средство передвижения в момент переходит в разряд недвижимости.
Прогнозов никто не дает
Они, со слов продавцов, подобны гаданию на кофейной гуще. То, что есть в наличии сегодня, может на несколько недель, а то и месяцев исчезнуть из продажи уже завтра. С ценами ситуация столь же неопределенная, и дело даже не в 713-м постановлении, а в реальном дефиците товаров. Посему продавцы автозапчастей единогласно рекомендуют по возможности готовиться к техническому обслуживанию и ремонтам авто заранее. Тогда есть шанс и деньги сэкономить, и без машины надолго не остаться.