
Золото торгуется по 4 000 $ за унцию. Если бы кто-то предположил такое лет 10 назад, кто бы поверил? А сегодня это объективная реальность, у которой есть целый ряд причин. Для того чтобы понимать дальнейшие перспективы, стоит чуть глубже разобраться в причинах текущего ралли. Ситуацию для MYFIN комментирует Ян Пинчук, заместитель начальника отдела биржевой торговли WhiteBird.
Сразу поясним, что золото, как и биткоин, – это монетарные активы. Они не зависят от прибыли компаний, как акции. Они зависят от избытка денег в системе. Когда ликвидность в мире растет, инвесторы начинают искать активы, которые не теряют покупательную способность. Поэтому на золото правильнее смотреть с позиции валюты, которую нельзя размыть печатным станком.
Вернемся в начало 2020 года. В ответ на пандемию коронавируса и предположительное разрушительное влияние на экономику мировые ЦБ влили огромное количество ликвидности в систему, простыми словами – напечатали деньги. Лидером здесь оказались США, напечатав дополнительно 4,8 трлн долларов. Это увеличило денежную массу М2 с 15,3 трлн долл. в начале 2020 года до 22 трлн долл. на пике в 2022 году. То есть денежная масса увеличилась почти на 50 % за 2 года.
Естественно, это привело к инфляции. На пике 2022 года инфляция в США была 9 %.
Чтобы сдержать инфляцию, ФРС резко повысила процентные ставки. Это привело к тому, что стоимость заимствований выросла по всей кривой доходности. Поскольку к тому времени госдолг США уже находился на исторически высоких уровнях, рост ставок привел к болезненному увеличению расходов на его обслуживание. Это произошло в дополнение к уже имевшимся структурным фискальным проблемам – обязательным социальным программам и расходам на оборону, которые превышают налоговые поступления. В результате такой комбинации дефицит федерального бюджета стабилизировался на уровне 6,2 % от ВВП, что является самым высоким значением в мирное и нерецессионное время. На графике ниже видна тенденция с 2000 года, которая максимально наглядно демонстрирует текущее состояние.
Дефицит федерального бюджета США в % ВВП
Теперь немного отвлечемся от США и перенесемся в февраль 2022 года – конфликт в Украине, начало СВО и конфискация активов российского ЦБ, на тот момент находившихся преимущественно в Европе. Вероятно, это запустило некий триггер, из-за которого страны Глобального Юга начали диверсифицировать свои долларовые резервы в золото, так как опасались, что с ними могут поступить так же. Это особенно наглядно видно в следующей инфографике, на которой желтая линия – это процент резервов мировых ЦБ в золоте, а синяя – процент резервов в американских облигациях. Стоит обратить внимание на резкое ускорение роста резервов в золоте в начале 2023 года.
И вот наступил 2025 год. Дональд Трамп вернулся в Белый дом и начал менять мировую торговлю вводом тарифов. Среда неопределенности и нарастающих рисков – это как раз то, что любит золото. А потом – принятие Big Beautiful Bill, который увеличит дефицит бюджета в следующие 10 лет, по разным оценкам, на 4-5 трлн долл. И вот мы подходим к той части нашей истории, в которой нужно разобраться, – что будет дальше. Какие варианты есть?
Начнем с дефицита: единственная часть расходов, которую можно срезать, – это проценты по долгу. Поэтому на ФРС оказывается давление с целью снижения процентных ставок. Вероятно, США идут по пути фискального доминирования, как Япония в 2013 году. Там тоже был огромный долг – около 250 % ВВП. Обслуживать такой долг можно только при ультранизких процентных ставках. Но если снизить процентные ставки при высокой инфляции, как сейчас в США, долгосрочные процентные ставки, наоборот, вырастут. Выход из этого положения – контроль кривой доходности (намеренное ограничение доходности по всей кривой). Япония пришла к этому в 2016 году. Такие меры со временем размывают долг, но в жертву приходится приносить обменный курс своей валюты: с 2013 года курс иены упал по отношению к валютам развитых стран на 45 %.
Индекс японской иены
– Если мы пойдем по такому пути, то золото может быть и по 8 000, и по 10 000 $ за унцию – в зависимости от того, как долго будут длиться эти меры. Есть и позитивный сценарий: например, инфляция вернется ниже цели ФРС, и Федрезерв снизит процентные ставки, а экономика будет расти на 3+ % в год. Со временем такая комбинация позволит выйти на устойчивый фискальный путь.
Но пока что такой сценарий кажется не самым вероятным. Возвращаясь к дефициту, возможно, кто-то из вас спросит: откуда берутся деньги на его финансирование? Ответ прост: они печатаются. И чем больше дефицит, тем больше их надо напечатать. А мы помним, что золото – это валюта, которую нельзя размыть. Поэтому в такой среде оно будет процветать, – резюмирует аналитик.