Мировые СМИ сообщили, что одна из крупнейших в мире и главная в России судоходная компания сбыла уже около десятка своих судов и готовится продолжать их распродажу. Рассказываем о том, как сильно может сократится российский танкерный флот, почему все происходит именно сейчас и насколько это вынужденная мера.
Wall Street Journal со ссылкой на свои источники утверждает, что покупатели нашлись в Азии и на Ближнем Востоке. «Совкомфлот» продал пять танкеров дубайской судоходной компании Koban Shipping и четыре судна для перевозки сжиженного природного газа сингапурской Eastern Pacific Shipping. Последняя заплатила $ 700 млн. банку, которому перешло право собственности на суда.
Также имеется информация, что российский гигант ведет переговоры о продаже танкеров и с другими компаниями, в числе которых китайская China Merchants Group.
Почему началась распродажа танкеров?
Ранее британский журнал Lloyd's List рассказал о планах «Совкомфлота» продать до трети своих судов – как минимум 40 единиц. Издание обращало внимание на то, что европейские банки и финансовые организации должны будут получить все непогашенные кредиты до 15 мая, когда вступят в силу санкционные меры Великобритании и Европейского Союза.
При этом в конце апреля «Совкомфлота» сообщал, что сохраняет финансовую устойчивость и располагает ресурсами для выполнения своих обязательств, в том числе очередной выплаты по еврооблигациям в размере около $ 8,3 млн.
Как сообщается, «Совкомфлоту» принадлежат 122 судна, в том числе танкеры для перевозки сырой нефти, газовозы и ледоколы. В своем заявлении 6 мая компания отметила, что собирается продавать возрастные суда, а также те, «эксплуатация которых не представляется целесообразной в силу введенных в отношении российского торгового флота ограничений». Пресс-служба судовладельца не раскрыла количества продаваемых объектов, но отметила, что «появившиеся в СМИ слухи о распродаже флота предприятия преувеличены».
Новые место и флаг спасут от санкций?
По словам источников WSJ, отдельные финансовые операции, связанные с нынешней продажей судов «Совкомфлота», по всей видимости, будут проходить через сеть подставных компаний из-за боязни участников попасть под санкции.
При этом судовые брокеры сообщили, что некоторые из проданных судов уже изменили свои названия и регистрируются под флагами других стран – это делается для того, чтобы их можно было застраховать.
«Совкомфлот» также переводит деятельность по регулированию своих судов в Дубай – согласно базе данных судоходной отрасли Equasis, большинство танкеров компании уже зарегистрировано там. Российские эксперты отмечают, что такие шаги позволяет компании продолжать получать доступ к услугам, которые ей необходимы для поддержания полноценной работы.
Российский судоходный гигант имеет заказы на более чем три десятка судов, большинство из которых должны были транспортировать сжиженный природный газ из Арктики. Компания заявляла в прошлом году, что эти сделки предусматривают выплату непосредственно «Совкомфлотом» около $ 2 млрд., а также $ 3 млрд. по лизинговым контрактам в течение следующих трех лет.
Напомним, ранее эксперты отмечали, что России может понадобиться большое число крупнотоннажных судов для дальних морских переходов, чтобы перестроить логистические цепочки продажи нефти на рынки азиатских стран и высказывали сомнения в возможности изыскать необходимое количество танкеров.