Вы уверены?
Отключение аналитических cookie-файлы не позволит сделать сайт более комфортным для вас
Отключение рекламных cookie-файлы не позволит принимать меры по совершенствованию отображения рекламы
Согласен
Не согласен

«У нас с тобой общая проблема». Специалист – о том, кто такой медиатор

«У нас с тобой общая проблема». Специалист – о том, кто такой медиатор

Медиация как альтернативный суду способ урегулирования конфликтов официально появилась в Беларуси с 12 июля 2013 года, когда был принят соответствующий закон. Хотя это, в общем-то, давно известный способ урегулирования разногласий при помощи посредника.

Медиация разрешает проблему путем выработки взаимоприемлемого соглашения. Она оперативна, экономична, удобна, сохраняет отношения и предупреждает эскалацию конфликта. Но несмотря на эти преимущества, процедура пока не получила широкого распространения среди населения.

Причина во многом – в нехватке информации о том, как проходит медиативная встреча, какие методы используются для организации диалога сторон, как распределяются полномочия в разрешении спора.

Медиатор часто ассоциируется у простого обывателя с юристом, а сама медиация как получение юридической консультации. Однако закон не требует наличия у данного специалиста такого вида диплома. Им может быть лицо с высшим образованием в любой области знаний.

Да, практика первых двух лет показывает, что большинство людей, обучившихся медиации и внесенных в национальный реестр – юристы. Однако первое, что скажет медиатор, которого вы пригласите для урегулирования конфликта: он не вправе анализировать вашу позицию в споре с юридической точки зрения, оценивать весомость ваших доказательств, делать прогнозы о судьбе вашего иска в случае обращения в суд. Это правило этики медиаторов действует во всем мире.

Лучше всего основное предназначение медиатора раскрывается в  определении его как «организатора процесса переговоров», «коммуникатора», «тренера по коммуникации».

Основные сложности при урегулировании конфликта в том, что он нарушает коммуникацию, препятствуя нормальному общению. Стороны просто не слышат друг друга, обрушиваясь на визави с упреками в непонимании. Негативные эмоции не позволяют самостоятельно вести переговоры в конструктивном русле.

В такой ситуации требуется помощь нейтрального, эмоционально не включенного в конфликт лица, которое структурирует процесс переговоров и выступит их руководителем. Проследит, чтобы стороны не отклонялись от обсуждения вопросов, выдвинутых на повестку дня. Даст возможность в безопасной обстановке, не опасаясь оскорблений, давления и манипуляций, высказать свой взгляд на проблему, обосновать позицию, озвучить предложения по выходу из ситуации.

Основное препятствие конфликтующих в том, что, как правило, люди тесно связывают проблему с отношениями: «Если у нас возникла проблема, то отношения между нами больше невозможны». Виновника каждая сторона видит в другой: «Если бы не ты, проблема бы не возникла».

Первоочередная задача медиатора в том, чтобы помочь людям отделить их отношения от проблемы, перевести фокус от тезиса «Ты моя проблема» к «У нас с тобой общая проблема». Увидеть в партнере не просто того, кто не соглашается с моими законными и обоснованными требованиями, а человека с определенными глубоко личными интересами.

Если это удается, стороны объединяются для решения проблемы, как если бы она была обычной, пусть и довольно сложной, головоломкой, которую можно решить общим мозговым штурмом.

Основное, что будет делать медиатор, если вы посмотрите на него со стороны, - слушать и повторять услышанное, несколько перефразируя его, чтобы выделить главное и донести это до противоположной стороны. «Я здесь, чтобы слушать вас и помочь вам услышать друг друга» – так обычно поясняют свою роль медиаторы.

Однако на деле эта задача не так проста, как кажется. Прежде чем назваться медиатором, необходимо пройти специальное обучение: отработать навыки эффективного слушания, перефразирования, работы с эмоциями сторон и в целом разворачивания продуктивной коммуникации.

Подробно узнать об образовательных программах в сфере медиации, а также о проведении самой процедуры вы можете, обратившись в учебно-практическое учреждение «Центр «Медиация и право» при Белорусском республиканском Союзе юристов. 

Оксана ЗДРОК,
кандидат юридических наук, доцент БГУ, тренер центра

 

 

Справка


Центр «Медиация и право» учрежден Белорусским республиканским Союзом юристов, зарегистрирован в Минске в феврале 2014 года. Работает в двух направлениях: подготовка специалистов в сфере медиации и ведении переговоров, и  проведение процедуры медиации. За второе полугодие 2015 года прошли обучение и успешно сдали экзамен более 20 медиаторов, проведено более 100 медиаций (90% соглашений добровольно исполнены). В составе центра тридцать два практикующих  медиатора тренеры Центра- опытные преподаватели, занимающиеся практической и научной работой в области психологии, права и экономики. Многие из них - кандидаты наук и проходили стажировку и обучение в Европе и США. Руководитель центра – доктор юридических наук, профессор Виктор Каменков. С 1 апреля 2016 стартует программа обучения медиаторов «Базовый курс» – первый этап обучения медиаторов. Желающие еще могут присоединиться.

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все