
Торговая война, вызванная пошлинами президента США Дональда Трампа, повлекла резкие спады и краткосрочные взлеты на американском фондовом рынке. Динамика индекса S&P 500 складывается в структуру, которая в техническом анализе именуется «крест смерти». Впрочем, столь мрачное название не всегда свидетельствует о катастрофе, хотя и сигнализирует о вероятности затяжного негативного тренда. Гораздо опаснее выглядят процессы, происходящие за кулисами биржевых торгов.
«Крестом смерти» считается ситуация, когда показатель среднесрочного тренда – 50-дневная скользящая средняя (DMA) опускается ниже показателем долгосрочного тренда – 200-дневной скользящей средней. По мнению аналитиков это указывает на то, что краткосрочная коррекция может перерасти в долгосрочный нисходящий тренд.
14 апреля 50-дневная скользящая средняя S&P 500 закрылась на отметке около 5748, а 200-дневная скользящая средняя — почти на отметке 5754. В этот день базовый фондовый индекс вырос на 0,8%, так аналитики зафиксировали первое падение показателя средней продолжительности ниже линии долгосрочного тренда с 1 февраля 2023 года.
— Это очень тревожный сигнал на фондовых рынках, но если вы проанализируете крест смерти на протяжении всей истории, то поймёте, что лучше быть покупателем, чем продавцом на кресте смерти, — заявил Адам Тернквист, главный технический стратег LPL Financial, которого цитирует Reuters.

Как найти будущее в прошлом
Аналитики отчаянно пытаются спрогнозировать, куда покатятся индексы в ближайшем будущем, но не находят ответа. Так, 14 апреля индекс S&P 500 приближался к основанию «креста смерти», несмотря на ожидания роста, после подъема на предыдущей неделе. Накануне индекс S&P 500 вырос на 1,6%, Nasdaq Composite COMP – на 1,7%, Dow Jones Industrial Average DJIA – на 1,1%. Однако, по данным Dow Jones Market Data, после закрытия торгов индекс акций компаний с большой капитализацией, скорее всего, покажет «крест смерти» — впервые с марта 2022 года.
Впрочем, до сих пор дальнейшие падения индекса после «крестов смерти», были кратковременными, а индекс S&P 500 в апреле был выше 3 месяца, 6 и 12 месяцев спустя. К примеру, после «креста смерти» 30 марта 2020 г. и акции за год выросли на 50%, росли они и после 14 марта 2022 г.
За 100 лет индекс S&P 500 падал в 52% случаев в течение 20 дней после того, как произошёл «крест смерти», в среднем теряя 0,5%, сообщил технический стратег Bank of America Securities Пол Чиана. Но через 30 дней после подачи сигнала индекс в 60% случаев был выше, в среднем на 0,8%.
Сигналы о прошлых «крестах смерти» S&P 500 в целом были неопределенными, отмечает Пол Чиана. Если 200-дневная скользящая средняя упадет на закрытии за последние пять торговых дней, это может означать, что у акций есть больше возможностей для снижения в ближайшем будущем. Тогда высока вероятность повторения спада индекса.
С другой стороны, есть оптимистичный вариант. По мнению главного технического аналитика рынка Piper Sandler Крейга Джонсона, кресты смерти являются запаздывающими индикаторами, которые, как правило, сигнализируют не о новых потерях, а о начале движения вверх.
Действительно, за последние 50 лет индекс S&P 500 пережил 24 «креста смерти». Правда, в 54% случаев худшее падение происходило до появления этой конструкции, но в В 46% случаев распродажа усилилась, и базовый индекс в среднем снизился на 19% с момента пересечения «линии смерти», отмечает Reuters. Бывали случаи серьёзных убытков после подачи сигнала: так, в 1981 конечное снижение в результате последовавших распродаж составило 21%, в 2000-м – 45%, а и 2007-м – 55%. Но теперь уровень неопределенности гораздо выше – из-за действий властей США.
Великолепное время для покупки
Пока специалисты по теханализу выискивают на ретроспективных графиках контуры «креста смерти», над американским фондовым рынком замаячила совсем другая конструкция, у которой пока нет названия.
После объявления о введении пошлин в «день освобождения» мировые фондовые рынки в одночасье «освободились» от почти $10 трлн. Инвесторы распродавали акции в ожидании глобальной и затяжной рецессии. Фондовый индекс S&P 500 упал более чем на 10%, что стало его худшим показателем с момента окончания Второй мировой войны и сопоставимо с крахом фондового рынка 1987 года, мировым финансовым кризисом 2008 года и шоком от COVID 2020 года. Cледом обвалились европейские и азиатские индексы.
Но 9 апреля Трамп объявил о приостановке действия тарифов на 90 дней для всех стран, кроме Китая. При этом динамика графика индекса S&P 500 в течение нескольких минут кардинально изменилась, причем весьма своеобразно. В 13:02 по восточному времени индекс S& P 500 всего за 4 минуты вырос почти на +1%, к 13:10 вернулся обратно. Еще через 8 минут – в 13:18 по восточному времени, Трамп объявил о приостановке тарифов на 90 дней – и рынок резко взлетел. Индекс Нью-йоркской фондовой биржи подскочил на 7,04%, промышленный Dow Jones – на 7,87%, Nasdaq –на 12,16%, S&P 500 – 9,52%, побив рекорды 2001 и 2008 годов.
Таким образом, за 16 минут до заявления о приостановке тарифов оборот торгов резко подскочил, а затем упал до обычного уровня. Подобный рывок цен и оборотов на фондовом рынке перед важным политическим или экономическим событием – типичный признак сделок с использованием инсайдерской информации. Подозрения усугубляет появление 7 апреля сообщения о приостановке тарифов, которое вызвало мгновенный рост рынка и столь же быстрый спад после опровержения. Последний штрих – после начала утренних торгов президент США публикует в своей соцети Truth Social сообщение: Thisisgreattimetobuy!!! (Это великолепное время для покупки!!!) и подписывает своими инициалами (что раньше не встречалось).
Последовавшие события укрепляют подозрения, что речь идет о грандиозных махинациях с инсайдом, в которой замешаны сам Трамп и его приближенные.
В недавнем прошлом заинтересованных лиц нашли бы довольно быстро. Но сейчас в США идет срочная зачистка персонала американских налоговых органов и иных регуляторов – под предлогом сокращения бюджетных расходов. Это неизбежно повлечет резкое ослабление того самого контроля, которым славился Уолл-Стрит. Создавая хаос и разрушая общие правила, администрация Трампа уничтожает главный ресурс, определявший привлекательность фондового рынка США в последние 70 лет– доверие инвесторов всего мира.