Новые автомобили «Джили» и «Белджи» абсолютное большинство белорусов предпочитает покупать в кредит из-за относительно низких процентных ставок. Схожее поведение покупателей наблюдается и по другим брендам из Китая: JAC, Zeekr, Jetour, Chery и др. О том, как складывается ситуация на белорусском автомобильном рынке, что будет с ценами и программами финансирования покупки новых авто, рассказали в компании «Атлант-М».
Больше доступных автомобилей до $20 тыс
Гендиректор «Атлант-М» Игорь Сукач отметил, что в первой половине года в компании произошло много событий: открылся официальный дилер Zeekr и новые автоцентры, обновился салон автомобилей Chery, пополнился модельный ряд Jetour и Geely, в районе Уручье открылась «автомобильная деревня», где компания представила весь имеющийся модельный ряд.
– Сегодня в нашем портфеле представлено 17 брендов, включая те, что прекратили официальные поставки авто на наш рынок. В наших автоцентрах вы можете найти Volkswagen, Toyota, Lexus, Jaguar Land Rover, Kia, Mazda и Ford. Есть и новые бренды, такие как «Джили» и «Белджи», JAC, Chery, Exeed, Jetour, Kaiyi, Zeekr. Мы также являемся эксклюзивным дилером коммерческой техники: Mazda Sollers и МАЗ.
Ключевой целью на текущий год для нас было заполнить сегмент авто до $20 000, на который приходится массовый спрос. До недавнего времени он был представлен фактически только седаном Geely Emgrand. Сейчас нам удалось расширить модельный ряд в этом сегменте: в него попали модели JAC, Kaiyi и кроссовер Cherry Tiggo 4 Pro. Это удалось сделать в том числе за счет переговоров и уступок со стороны поставщиков и снижения нашей маржинальности. За пять месяцев текущего года мы продали 3145 новых машин и 1300 автомобилей с пробегом.
Лучший год для покупки электромобиля
Рынок электроавтомобилей в Беларуси растет внушительными темпами. По официальным данным, в мае на учет поставили 3994 автомобиля, из них 664 электромобиля.
Как отметил директор коммерческого отделения «Атлант-М электромобили» Алексей Власов, большинство электрокаров ввозится в страну по параллельному импорту, поэтому реальная ситуация отличается от официальных цифр дилеров.
Электромобили уже захватили премиум-сегмент в нашей стране (59% от всех авто за январь – май 2024). Постепенно растет доля электрокаров и в массовом сегменте. В лидерах продаж: BYD, Lixian, Zeekr, Voyah и Nissan. Они занимают около 75% белорусского рынка электромобилей.
– Если в начале это были дорогие модели, второй или третий автомобиль в семье, то сейчас идет движение к массовому покупателю, есть модели ценой до $20 000. Такие покупатели пересаживаются с Polo и Rio на BYD Dolphin или Yuan Up. 2024 и 2025 годы – все еще лучший момент для покупки электроавтомобиля в Беларуси. В стоимости таких авто нет налогов и пошлин, которые есть в авто с ДВС: НДС, растаможка и недавно повысившийся утильсбор, которые достигают 60% от цены, – говорит Алексей Власов.
С начала года компания продала 141 автомобиль и открыла собственный шоурум. План на 2024 год – 500 электромобилей.
– Самым востребованным является вариант «под заказ», который часто оказывается и самым недорогим. Серьезным фактором, влияющим на конечную цену, является стоимость фрахта. Например, за последнюю неделю ж/д доставка подорожала на $1500, то есть по $500 на каждую машину. Автомобили мы перевозим только железнодорожным транспортом, чтобы избежать повреждений кузова, – пояснил Алексей Власов.
Спикер также отметил, что компания постоянно мониторит ценовое состояние рынка и держит цены на электроавтомобили ниже рынка или в его пределах.
В кредит продается большинство новинок
Отвечая на вопрос Myfin.by о том, сколько авто продаются с привлечением кредитов, управляющий коммерческим отделением «Атлант-М Боровая» Дмитрий Игнатович отметил, что большинство новых «Джили» и «Белджи» покупаются за кредитные средства или в лизинг. Это связано с тем, что на автомобили этих марок действует льготная финансовая программа с низкими процентными ставками.
– Абсолютное большинство физлиц используют именно такие кредиты, а среди юридических, несмотря на отсутствие льготных ставок, большой популярностью пользуется лизинг. Что касается других автомобилей, например JAC, то около 70-80% проданных машин покупались с привлечением кредита или лизинга, – рассказал Дмитрий Игнатович.
Интересно, что сумма, которую белорусы готовы потратить из своих средств на покупку в кредит, не превышает 40% стоимости авто. Гендиректор «Атлант-М» также добавил, что большинство клиентов компании приобретает новый автомобиль через трейд-ин, сдавая имеющуюся машину в счет новой.
– Фактически эта сумма и является первым взносом, а уже оставшаяся разница дополняется кредитом или лизингом, – подчеркнул Игорь Сукач.
Что с ценами?
Как рассказал Игорь Сукач, цены на новые авто остаются на прежнем уровне. Рост ставки утильсбора не повлиял на стоимость новых машин в Беларуси, так как рынок находится в стадии роста и дилеры могут зарабатывать на объеме продаж, снизив маржинальность моделей. Поддержку оказали и поставщики из Китая, которые чествуют конкуренцию на белорусском рынке и готовы снижать цены для крупных дилеров.