Чемпионат мира по футболу в Катаре уникальный по нескольким причинам. Во-первых, это последний турнир, где сыграет 32 команды (с 2026 года количество участников увеличится до 48 сборных). Во-вторых, впервые мундиаль пройдет осенью–зимой (с 20 ноября по 18 декабря). В-третьих, Кубок мира ФИФА 2022 с большим отрывом станет самым дорогим в истории футбола. По данным британского таблоида The Sun, Катар потратил на подготовку к турниру €208 миллиардов. Для сравнения: Россия 4 года назад уложилась в €13 миллиардов. Myfin.by попытался разобраться, на что катарцы потратили такую огромную сумму.
Спортивные объекты
По сообщениям The Sun, на строительство стадионов, баз для команд и фан-зон Катар потратил «лишь» €6,5 миллиарда. Но на самом деле сегодня можно с уверенностью говорить, что катарцы легко отделались. Дело в том, что в 2010 году при подаче заявки на проведение ЧМ-2022 в ФИФА Катар заявлял, что будет принимать матчи мундиаля на 12 аренах. Однако позже их число сократилось до 8.
При этом стоит учитывать, что на тот момент в стране имелся лишь один стадион, где можно было принимать игры уровня чемпионата мира – «Халифа Интернейшнл» в Дохе, построенный еще в 1976 году. Забегая наперед, в 2017 году его серьезно реконструировали и осовременили. Еще 7 стадионов в 5 городах пришлось строить с нуля. Первым в 2019 году открыли «Аль-Джануб» в Аль-Вакре. Визуально он похож на развевающиеся паруса традиционной катарской лодки доу.
А вот в разгар эпидемии COVID-19 в 2020 году катарцы презентовали сразу 4 арены: «Аль-Тумама» в Дохе, «Аль-Байт» в Аль-Хауре, а также «Ахмед Бин Али Стэдиум» и «Эдьюкейшн Сити» в Аль-Райяне. Тут тоже не обошлось без интересных дизайнерских ходов. К примеру, «Аль-Байт» сделали похожим на большой традиционный шатер, а чаша «Аль-Тумама» напоминает гафию – головной убор арабских мужчин.
В 2021 официально презентовали два оставшихся стадиона. Первый – «Лусаил Айконик» в Лусаиле. Его вместимость – 80 000 человек. Именно здесь пройдет финал ЧМ-2022.

Второй – «Стадион 974» в Дохе, собранный из 974 грузовых морских контейнеров. Внутри них будут различные объекты инфраструктуры и торговые точки. Арена рассчитана на 40 000 зрителей. Кстати, количество контейнеров не случайно: 974 – телефонный код Катара. Правда, после мундиаля необычный стадион полностью разберут, а контейнеры раздадут нуждающимся странам. А на месте арены планируют построить жилые дома и офисы.

К слову, подобная судьба ждет и другие стадионы. Например, «Лусаил Айконик» собираются разобрать, оставив только чашу, внутри которой будет построена школа, медучреждение и, возможно, офисы.
«Эдьюкейшн Сити» превратят в спортивный комплекс для студентов (Аль-Раяйн – главный образовательный центр Катара), а вместимость «Ахмед Бин Али Стэдиум» сократят в два раза – с 40 000 до 20 000. Там будет выступать местная футбольная команда.

Помимо стадионов, в Катаре построили 64 спортивные базы для 32 сборных, участвующих в чемпионате мира.
– После проведения турнира по опыту России мы передадим все школам, университетам и спортивным клубам. Важно, чтобы после чемпионата мира базы не стояли впустую, а на них могли заниматься не только футболисты профессиональных клубов, но и простые дети, – сообщила информационному агентству ТАСС директор по связям с общественностью оргкомитета ЧМ-2022 Фатма Аль-Найми.
Информации о том, сколько по отдельности потратили на масштабную реконструкцию «Халифа Интернейшнл» и возведение новых стадионов, в открытых источниках нет. Однако можно предположить, что за каждый стадион для чемпионата мира (с учетом реконструированного «Халифа Интернейшнл») Катар выложил около €800 миллионов. Это при условии, что цифра в €6,5 миллиарда затрат на спортивную инфраструктуру близка к истине.
Городская инфраструктура
А вот куда пошли остальные деньги из €208 миллиардов, вопрос открытый. Хотя директор по связям с общественностью оргкомитета ЧМ-2022 Фатма Аль-Найми попыталась объяснить:
– Чемпионат мира входит в проект по национальному развитию Катара до 2030 года. Это широкая государственная стратегия, направленная на интенсивное развитие городов, промышленности, системы образования и здравоохранения, а также различных объектов по всей стране.
Большинство масштабных инфраструктурных проектов, которыми будут пользоваться команды и болельщики в 2022 году, такие как новые дороги, метро, аэропорт, отели и другие туристические объекты, были запланированы еще до того, как мы получили право на проведение чемпионата мира по футболу.
Журналисты британского Sky News попытались разобраться, каким образом распределились заявленные суммы. И им удалось проследить судьбу части €208 миллиардов.
По их мнению, самая масштабная стройка развернулась в Лусаиле, где запланирован финал. Сам город стали строить в 2006, примерно в 20 километрах от Дохи. Однако на момент получения Катаром права на проведение мундиаля здесь еще не было ни одного здания.

Но вскоре стройка пошла стахановскими темпами. Помимо стадиона, здесь возвели 22 гостиничных комплекса, два поля для гольфа, лагуну с пристанями для яхт и развлекательный парк.
А еще Лусаил хотят сделать «умным городом» с единым информационным центром, куда будет стекаться вся информация о загрузке дорог, транспорта, работе коммунальных служб и так далее. По плану город рассчитан на 450 000 жителей. Если что, всего в Катаре на данный момент живет 2,66 миллиона человек. Расследователи Sky News предположили, что в данный проект власти Катара вложили $45 миллиардов.
Еще $36 миллиардов, говорится в материале Sky News, ушло на строительство наземного метро, которое должно связать все стадионы, принимающие матчи мундиаля. С учетом небольшого расстояния между ними (самая большая дистанция – 76 километров) задумка вполне реалистичная и даже в некотором роде реализована. В 2019 году катарцы презентовали три линии метро с 37 станциями и протяженностью 76 километров. К слову, возвести все это катарцы смогли всего за 6 лет.

Но и это не все. В Sky News утверждают, что еще $15 миллиардов вложили в застройку острова «Жемчужина» в Дохе, где для туристов построили апартаменты, отели, виллы и даже частные «острова».

Также в материале Sky News отметили серьезную застройку в центре Дохи, где собирались возвести две большие башни с офисами, отелями и прочими прелестями. Однако журналистам неизвестно, сколько денег вложили в строительство.
Зато в СМИ не раз сообщалось, что на стройках объектов к ЧМ-2022 участвовало около 15 000 работников. А британское издание The Guardian заявляло, что более 6 500 из них погибли при возведении инфраструктуры для мундиаля. Однако правительство Катара опровергает эту информацию.
Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале.
Поделиться своей новостью или «денежной» историей с редакцией можно через @myfinby_bot.