
Возможно ли отпраздновать традиционную белорусскую свадьбу по всем канонам в современных реалиях? В этом Myfin.by попыталcя разобраться с ведущим и экспертом по свадебным традициям Андреем Поплавским. Вместе с ним мы обсудили нюансы, разные аспекты и смыслы, которые наши предки вкладывали в «вяселле». Выводы делать вам.
Андрей Поплавский закончил Минский государственный колледж искусстви Белорусский государственный университет культуры и искусств, где изучал народное творчество. 18 лет работает на свадьбах. Застал многие традиционные моменты в их аутентичном виде. Проводит свадьбы на белорусском языке и в историческом стиле.

– Оговорюсь, что в каждой местности были свои локальные традиции, иногда чуть ли не противоречащие друг другу. Сегодня я расскажу об усредненном варианте, и мы коснемся самых важных и значимых моментов. Начну с того, что свадьба, крещение и похороны считались тремя основными событиями в жизни человека, поэтому люди относились к ним серьезно и «забабонисто».
Считалось, что все, что происходит во время вяселля, будет влиять на жизнь новой семьи.
Сама же свадьба состояла из трех периодов: досвадебный, свадьба и послесвадебная часть. Весь процесс от начала до конца мог растянуться до полугода.

«Вялікія запоіны», сваты и девичник
Если парень и девушка понравились друг другу и решили соединить свои судьбы, то им нужно было заручиться поддержкой авторитетных родственников и крестных родителей. Бывало и наоборот: главы двух семей договаривались поженить своих детей для достижения прагматичных целей.
Следующий шаг – парень должен обозначить свое намерение. Вместе с крестными он ехал свататься к девушке. Почему с крестными? Потому что именно они отвечали за нравственное воспитание детей, чему уделялось огромное внимание в те времена.
В некоторых регионах свататься приезжали как гром среди ясного неба, а в некоторых накануне засылали крестную маму, чтобы намекнула, мол, ждите купцов. Почему купцов? Потому что весь свадебный период был пронизан темой торгов: приданое, выкупы и так далее.
Сваты приезжали не с пустыми руками. Привозили гостинцы, каравай и бутылку самогона. Девушка могла сразу показать свое нежелание вести переговоры с потенциальным женихом. Например, она не выходила к гостям или начинала мести пол, как бы выметая приезжих. А еще известная традиция, когда девушка выкатывала на порог «гарбуз». Это тоже был знак, что переговоры ни к чему не приведут.
Был и богатый вариант. Парень предлагал девушке выпить рюмочку и бросал в нее монету. Если девушка пригубит, значит, все хорошо. Гости проходили в дом и садились разговаривать под бутылку. Если не удалось договориться о свадьбе, то родители девушки отдавали сватам деньги за самогон, мол, извините, не срослось. Если переговоры завершились успешно, насыпали в пустую бутылку зерно – символ богатства и ценный товар того времени.

Наступала следующая стадия, которая называлась «Вялiкiя запоiны».
Говорили, что эта невеста уже «запита», то есть состоялась предварительная договоренность. Постепенно деревня начинала узнавать об этом событии и, конечно же, обсуждать. Если в этот период всплывали какие-то нехорошие факты про жениха или невесту, то свадьбу еще можно было отменить.
Следующий серьезный этап – «заручыны». В доме невесты обе стороны оговаривали все важные детали: когда и где будет венчание, сколько будет гостей, кто будет печь каравай. Начинались подготовительные мероприятия к свадьбе. Так, например, за неделю до свадьбы проходила сборная суббота, по-современному – девичник. Интересно, что ни в одном источнике нет информации о мальчишнике. Могу лишь предположить, что хлопцы и так всегда хорошо гуляли и мальчишник был как нечто само собой разумеющееся.
На сборную субботу невеста собирала подружек, чтобы в последний раз насладиться беззаботной жизнью. Ведь скоро ее заберут из родного дома, где ее любили родители, защищали братья и сестры. В новой семье ее будут эксплуатировать: ты нам и по хозяйству помогай, и детей здоровых много нарожай, и не жалуйся. Психологически невесте было тяжело. Поэтому она собирала сябровак, и целый вечер они пели лирические песни и плели косы.
В косу невесты вплетали три ленты. Белая символизировала девичью чистоту, потом ее отдавали маме невесты. Зеленая означала молодость, эту ленту невеста дарила своей лучшей подружке. А красная была символом любви, ее девушка оставляла себе. Более того, на красной ленте гадали. Вытягивали из ленты нитку и смотрели. Прямая нитка – будут жить хорошо, извилистая – к трудностям. После свадьбы девушке расплетали навсегда косу, а на голову повязывали хустку.
Каравай под охраной
За день до свадьбы пекли каравай. Он имел суперважное сакральное значение. Чаще всего свадебный хлеб пекли в домеуспешной, богатой семьи. Нельзя было печь каравай в доме вдовы или бездетной женщины.
На выпечку каравая собиралась женская компания, и весь процесс сопровождался обрядовыми песнями. Обязательно в тесто вбивали четное количество яиц, чтобы пара не разошлась.
В некоторых регионах к делу допускали единственного мужчину, который поставит каравай в печь. Но только если он действительно был богатым, веселым, мудрым, в общем классным. Кстати, в некоторых источниках упоминается, что таких мужчин называли «кучаравы». Затем каравай прятали в надежном месте, чуть ли не охрану ставили, чтобы никто хлеб не украл или не заговорил.

По караваю судили о благополучии пары. Если тесто в печи хорошо поднялось, значит, семья будет богатой и успешной. Если тесто не взошло или хлеб оказался внутри полусырой, значит, пара будет жить плохо. Я знаю реальные случаи, когда свадебный каравай опал с одной стороны. Впоследствии муж в этой семье умер, и все гости вспоминали плохую примету. А был и другой случай. Женщина даже не скрывала, что выходит замуж, чтобы родить ребенка и развестись. Помню, сваты поехали забирать каравай у местной бабки. Она так расхваливала каравай, что он и пышный, и румяный, что семья будет жить душа в душу. Все думали: женщина, что ты городишь! И что вы думаете, прошло двадцать лет, муж с женой до сих пор нарадоваться друг на друга не могут, нарожали уже кучу детей. Что-то наши предки про караваи знали!
Свадьба три дня – это норма
В те времена не было транспортного сообщения, как сейчас. Будущие супруги могли жить в дальних деревнях. Поэтому проводились две отдельные свадьбы. Сначала гуляли на стороне невесты с ее родственниками, а потом жених забирал девушку и вез к себе домой, где праздник повторялся.
Жених ехал к невесте с дружиной, в которую входили крепкие парни, музыканты и иногда крестные родители. Задача отца и матери – выпроводить сына так, чтобы никакие злые силы не помешали его счастью. Для этого проводились обряды: накрывали стол, зажигали свечку, читали молитвы и наставления, хлеб, соль и чарка… В общем, делалось все, чтобы максимально застраховать жениха от сглаза. Кортеж жениха обязательно должен состоять из не менее трех упряжек. На лошадях бубенцы. Считалось, чем громче кортеж, тем лучше он отпугивает нечистую силу.
Невеста ждала жениха в секретном доме в деревне. Потому что были случаи, когда в день свадьбы невест воровали из родного дома, чтобы не платить выкуп. Свадьба шла по сценарию: веселые хлопцы ходили по деревне и искали, где спрятана невеста. Местные устраивали им разного рода препятствия и подставы, например, вместо невесты выводили старую бабку или переодетого в женские одежды мужчину, преграждали путь и устраивали различные испытания. Долго ли, коротко ли, жених находил нужный дом. Здесь уже начинался серьезный выкуп. Деревенские старались выцыганить у сватов как можно больше денег, присмаков и алкоголя. А сторона жениха отшучивалась и всячески старалась сбить цену.
После выкупа пара, иногда с крестными, отправлялась венчаться в храм. Как правило, это была немноголюдная церемония, ведь главное здесь – это согласие и обещание перед Богом лишь двоих человек.
Гости ждали молодоженов в доме невесты, где родители встречали их с хлебом-солью. Рассадка за праздничным столом строго по протоколу: муж и жена в центре, рядом с ними сваты, потом родственники, молодежь. В куту, где потише, сидели бабушки и дедушки.
Кстати, «пей до дна» – такого правила для молодоженов не было. На свадьбе пара почти не пила. Они могли пригубить рюмку, а излишки выливали через левое плечо, на котором по поверью сидит нечистая сила. Считалось, что если молодожены на свадьбе напьются, то станут пьяницами и будут плохо жить.
Свадьба проходила без ведущего. Приглашенными были лишь музыканты. Один или даже небольшие ансамбли: гармонь, цимбалы, скрипка, бубен и так далее. Контролировали порядок и правильность действий сваты, роль которых доставалась, как правило, крестным родителям.
Все знали, что будет в следующую минуту, кто будет говорить речь, какую песню будут петь. Свадьба действительно была как театральная постановка, расписанная по актам и действиям, каждое из которых имело понятный сакральный смысл.
Например, был такой обряд, когда невесту садили на дзяжу, накрытую кожухом. Дзяжа – это посуда, в которой зачинают тесто. Смысл традиции в репродуктивной функции девушки – она должна нарожать много здоровых детей. Так вот, если невеста была уже не девственницей, то она отказывалась садиться, и это было большой проблемой, потому что чистоте девушки придавалось очень большое значение. Уместна ли такая традиция в современных реалиях – решайте сами.

А вот еще одна особенность белорусских свадеб. Считалось, что на свадьбе невеста должна выплакать все слезы, чтобы потом меньше горевать. В связи с этим на свадьбе проводилось абрадавае галашэнне. Невеста ходила вокруг дома, по улице, по полю и «голосила» (плакала и причитала).
Кульминационный момент празднования – вынос каравая. За это отвечал сват. Он нес его, держа над головой, так чтобы никто не мог дотянуться и своровать или отломать себе кусочек. Ведь, кроме приглашенных гостей, на улице дежурила большая толпа сельчан, которые то и дело требовали, чтобы им выносили водку и закуски.
На второй день молодожены ехали в дом жениха. Невесту сопровождала малочисленная дружина – несколько сябровак и крестные родители. Остальные гости оставались дома. Родители жениха с хлебом и солью встречали молодых у калитки. Под ноги паре слали рушник или кожух, поскольку молодожены не должны были становиться на голую землю. Дальше повторялись все те же действия, что и в первый день, – гулянье, танцы, каравай, только уже с родственниками жениха.
Разуть мужа – символ подчинения
Первая брачная ночь проходила в доме жениха, и она не была такой радужной, как мы себе ее можем представить. В то время жили большими дружными семьями. Спали в одной комнате: кто на кровати, кто на полу. Конечно, старались молодоженам выделить отдельное помещение на какое-то время, но сами понимаете, о комфорте речь не шла.
С первого же дня девушка сталкивалась со всеми прелестями патриархальной реальности. Например, в брачную ночь ей нужно было разуть мужа – символ подчинения. А утром родители жениха – к ним могли присоединиться крестные – шли проверять постельное белье на наличие признаков чистоты девушки. На полном серьезе. Простыню даже выносили на улицу и демонстрировали: мол, смотрите, какая классная у нас жонка появилась. А деревня уже ждала. Всем было очень интересно знать.
Если знаков отличия на простыне не было, то начинались грустные разговоры с серьезными последствиями. Позор девушке и крестным родителям за плохое воспитание. Доходило до того, что родственники жениха брали деготь, ехали и обмазывали им калитку крестных родителей девушки. Естественно, это не всегда заканчивалось разводом – может, жених заведомо был в курсе или сам набедокурил. Также мы помним про достаточно фривольные традиции купальской ночи, после которой дети, рожденные вне брака, вовсе считались благословленными.
После брачной ночи свадьбу могли гулять еще целую неделю. Чем больше родственников, куда можно поехать, тем дольше свадьба. В первую неделю после отъезда молодая жена никаким образом не должна была появляться в доме родителей. Была такая примета: если вернулась, значит, еще не набылась дома. Но ровно через неделю после свадьбы были так называемые «пярэзвы». Родители невесты перезывали пару в гости. После пярэзв свадьба считалась завершенной. Девушка кланялась своему дому, папе, маме, прощалась с подругами, и для нее начинались будни в новой семье.

Традиции уходят
Когда я начинал работать на свадьбах (баянистом полечки отыгрывал), то был свидетелем многих из этих обрядов и традиций. Два десятка лет назад в деревнях свадьбы праздновались три дня. Сначала у невесты дома, потом – на стороне жениха. В общем количестве собиралось далеко за сотню гостей. Танцы часто справлялись на улице, на лужайках, где к празднующим добавлялось несколько сотен активных людей из всех окружающих деревень.
Еще совсем недавно родители молодоженов предварительно собирались и на полном серьезе обсуждали приданое невесты, какой куфар она повезет в новую хату. Были проводы жениха и невесты, веселые выкупы и серьезное отношение к караваю. Даже если сегодня приехать в деревню где-нибудь в Налибокской пуще или на Пинщину, то на свадьбе можно застать многие из этих традиций.
Тем не менее, по моим наблюдениям, тенденция такова, что традиционные обряды и забабоны уходят. На дзяжу невеста шутки ради еще сядет. Однако соблюсти все традиционные свадебные каноны в наше время невозможно. Некоторые традиции просто не этичные. Другие нереалистичные. Не будут современные девушки ходить по полю и плакать, да и неделю «вялiкiх запоін» мало кто выдержит. На работу не ходить, что ли?!
Вместе с тем остаются красивые белорусские свадебные традиции: колоритные и понятные современному человеку.
Мое мнение такое: если верите в это, то нужно делать. Но готовиться к подобным ритуалам нужно ответственно и осознанно, чтобы свадьба не превращалась в цирк.
Так или иначе, традиции наших предков присутствуют, пусть и в отдаленном виде, на всех современных свадьбах. Иногда в сильно измененном виде, но истоки их начинаются за много сотен лет до нашего времени.