Вместо отделений – полифункциональные банкоматы
– Белгазпромбанк стремится оказывать высокотехнологичные услуги. Что ждет ваших клиентов в ближайшем будущем в этом направлении?
– У банка есть стратегические направления развития. Среди них одно из первых – виртуализация. Основная наша задача – наладить работу банка так, чтобы у клиента была минимальная потребность общаться с менеджером банка вживую.
Конечно, у нас останутся физические точки присутствия. Однако ключевая наша цель – минимизировать их количество: оставить их в тех местах, где они действительно необходимы и где есть серьезная потребность наших клиентов в физическом общении.
Все остальное необходимо перевести либо в виртуальную, либо в физическую среду, но без участия кассира. Мы целенаправленно двигаемся в этом направлении последние несколько лет.
Сейчас в Беларуси мы являемся единственным банком, который подключен к сервису Samsung Pay с карточками международных платежных систем Visa и Mastercard. Это – один из этапов минимизации взаимодействия клиента с менеджером банка.
Мы планируем установить в наших точках присутствия необходимые устройства самообслуживания.
Мы тестируем и используем валютообменные терминалы. У Белгазпромбанка уже есть автоматические депозитарные машины, это де-факто становится стандартом наших крупных точек обслуживания.
Идея 2019 года – совместить в одном ресайклинговом банкомате все те функции, о которых говорилось выше: выдача и прием наличных, безналичные платежи, валютообменные операции.
Наличные за Samsung Pay
– Как Белгазпромбанк будет использовать в своей работе бесконтактные сервисы?
– Мы считаем, что в так называемой карточноориентированной банковской системе есть лакуна, которая не позволяет пользователю таких сервисов, как Samsung Pay, использовать их «бесшовно». Я имею в виду невозможность с использованием бесконтактной технологии снять наличные в банкомате.
Я сам активный пользователь Samsung Pay. К сожалению, пока в нашей жизни периодически возникает необходимость в наличных, поэтому плачу я везде бесконтактно, но на всякий случай ношу с собой и карточку. Если же мы выстроим единую экосистему и замкнем пользователя бесконтактного сервиса в бесконтактной среде, физическая банковская карточка станет практически ненужной.
Еще один момент – в 2019 году наши клиенты получат возможность оформить онлайн виртуальную карточку. Мы также продолжим развивать сервис получения карточек нашего банка по почте. Это, на наш взгляд, гораздо удобнее для клиента, чем доставка карточки курьером.
Почему отделения не всегда нужны банкам
– О сокращении отделений: это уже ваш тренд?
– Да, этот процесс у нас идет уже не первый год. Недавно мы закрыли точку присутствия в Осиповичах. Вообще, у нас нет самоцели закрыть какое-то отделение в определенном городе. Мы анализируем переток клиентов из физических каналов в виртуальные, а также экономическую эффективность присутствия там отделения.
У нас есть в планах закрытие определенного количества приходно-расходных касс. В то же время, если точка экономически эффективна, то, значит, потребитель все еще выбирает взаимодействие с банком в физическом мире.
– Если отделение закрывается, остаются ли банкоматы, инфокиоски?
– Не всегда, но как правило. Мы стараемся поддержать уровень взаимодействия с клиентом.
Что будет с криптовалютами
– Даже если нынешние криптовалюты окажутся нежизнеспособными, сама по себе их технология представляет интерес для финансовых институтов. Вы видите ее применение в банковском секторе?
– Будущее криптовалют – это слишком философский вопрос.
Любая децентрализация ведет к конфликту между централизованными и децентрализованными системами. По крайней мере, в социуме. Проблема криптовалют – во взаимодействии регуляторов с криптомиром. Криптовалюты до сих пор так и не стали средством платежа, они пока остаются неким спекулятивным инструментом.
Будущее криптовалют зависит от того, как они смогут инкорпорироваться в существующую финансовую систему и в существующую государственную финансовую систему. Очень много зависит именно от государства. Мы видим, что сейчас подавляющее большинство государств начинают очень сильно регулировать этот рынок. Более того, часть участников этого рынка ратует за регулирование, потому что иначе очень велики риски, в первую очередь юридические.
Очевидный и один из самых важных плюсов криптовалют – анонимность – в таких условиях превращается в минус. Регулятор не хочет поддерживать анонимность пользователей криптовалюты. Также, безусловно, криптовалюты должны стать средством платежа. Пока что они обращаются на уровне кошелек-биржа. Это то же самое, если бы мы наши фиатные деньги ничего не покупали, а они бы просто у нас мигрировали между счетами.
В криптомире очень мало сделок с реальными товарами или услугами.
Приживется ли крипта в ПВТ
– В Беларуси заработала лояльная среда для криптовалют…
– До 1 декабря этого года у нас было высокоуровневое право, но не было актов регулирования более низкого уровня, которые бы позволяли запустить процесс формирования некоей криптосистемы в Республике Беларусь.
Сейчас у нас есть нормативные правовые акты, которые предписывают условия создания и условия функционирования криптобирж, криптообменников, криптоплатформ.
ПВТ провел большую работу и сформировал достаточно крепкую нормативную базу для того, чтобы начать реальный эксперимент по формированию легального криптомира в Беларуси. Конечно, основной акцент в моем личном понимании тут будет на внешний рынок.
Сейчас все зависит от будущего криптовалют по определению.
Почему блокчейн хорош, но не для всех
– Что касается блокчейна, то тут несколько иная ситуация. Это хорошая технология, у которой есть будущее. Она нам более интересна, чем криптовалюты, в плане построения каких-то перспективных технологических проектов.
Однако мне не очень понятна целесообразность внедрения технологии блокчейн в банковскую сферу Республики Беларусь.
Блокчейн хорош тогда, когда обе стороны не доверяют друг другу. У нас достаточно серьезно отрегулирована банковская сфера, у нас понятные правила игры по подавляющему большинству процессов. Поэтому вопрос применения блокчейна очень неоднозначный. Я не вижу необходимость менять существующую технологию на блокчейн только потому, что это технология блокчейн.
Вообще же эта технология не очень подходит для человека, больше – для интернета вещей.