- В 2019-м рынок e-commerce продолжит расти
- В интернете покупает половина белорусов
- Самые популярные – местные интернет-магазины
- Растет спрос на повседневные товары
- Средний чек на одну покупку – 50 рублей
- Со смартфонов оформляют заказы чаще, чем с ПК
- В 62% случаях оплачивают по факту получения
- Увеличивается популярность курьерской доставки и самовывоза
Брифинг прошел с участием руководителя маркетплейса Deal.by Максима Маринича, сооснователя, члена совета директоров онлайн-гипермаркета 21vek.by Павла Матусевича, руководителя проектов по развитию массового бизнеса Альфа-БанкаОльги Солоненко, директора по маркетинговым коммуникациям интернет-магазина Ozon.ru Олега Дорожка.
В 2019-м рынок e-commerce продолжит расти
Доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 3%. Для сравнения: в соседних России и Украине этот показатель уже равен 5 и 7% соответственно.
В интернете покупает половина белорусов
Согласно исследованию e-data.by, за год количество белорусов, совершающих покупки в интернете, увеличилось на 4%.
Больше всего онлайн-шоппинг популярен в Минске и Минской области. 37% жителей региона регулярно покупают в интернете.
Наименее распространены интернет-покупки в Гродненской области. Там интернет-магазинами пользуются 22% населения.
Самые популярные – местные интернет-магазины
Далее следуют интернет-магазины США, России и Польши: за последний год в них покупали 5, 3 и 3% интернет-покупателей соответственно.
17% интернет-покупателей отметили, что совершили покупку, увидев рекламу в социальных сетях. Если рассматривать соцсети как отдельный канал продаж (по закону в них можно только рекламировать, а не продавать товары), то он займет третье место по популярности, уступив только белорусским и китайским интернет-площадкам.
Растет спрос на повседневные товары
Белорусы стали чаще покупать в интернете вещи, которые нужны в повседневной жизни: товары для детей, продукты и товары для животных. Отвечая на вопрос, что вы купите скорее онлайн, чем оффлайн в будущем, большинство выделили доставку готовой еды, билеты на мероприятия, товары для животных, товары для строительства и ремонта, а также аренду и покупку недвижимости.
Главными причинами покупать в интернете белорусы называют более дешевые цены и больший выбор и ассортимент, чем в обычных магазинах. Степень влияния этих факторов зависит от категории товаров: так, при покупке автотоваров онлайн люди больше ценят больший выбор и ассортимент, а детских товаров – более низкие цены.
На определенные категории товаров в интернете действуют сдерживающие факторы. Многие считают, что при покупке одежды онлайн, сложно уточнить важные характеристики, а при покупке продуктов – нет гарантии соблюдения сроков и особых условий хранения.
Средний чек на одну покупку – 50 рублей
На одну покупку в интернете белорусы тратят в среднем 50 рублей. В разных категориях товаров эта сумма отличается: средний чек на технику и электронику равен 100 руб., мебель и товары для дома – 90 руб., одежду, обувь и аксессуары – 40 руб., товары для детей – 30 руб.
Со смартфонов оформляют заказы чаще, чем с ПК
За последний год количество заказов через мобильные устройства обогнало количество заказов через компьютеры.
35% заказов оформляют через сайты на ПК (-19% к показателю прошлого года) и 24% – через сайты на мобильных устройствах (+2%).
Рост популярности мобильных приложений связан с ростом популярности крупных маркетплейсов и интернет-магазинов, таких как AliExpress.com, Joom.com и Wildberries.by.
В 62% случаях оплачивают по факту получения
Белорусы стали на 8% чаще оплачивать покупки в интернет-магазинах по факту получения: наличными, картами, в кредит и рассрочку. Сегодня так рассчитываются в 62% случаях.
Вторым по популярности способом оплаты является безопасная сделка, доступная на зарубежных маркетплейсах. С ее помощью оплачивают 20% покупок.
При безопасной сделке покупатель платит деньги не напрямую интернет-магазину, а площадке (например, AliExpress.com), которая переводит их продавцу после того, как покупатель подтвердит, что с покупкой все в порядке. Белорусские маркетплейсы смогут ввести такую возможность после разрешения платежей в пользу третьих лиц. Соответствующий законопроект ( закон «О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь») сейчас проходит рассмотрение в Комитете госконтроля и Верховном суде.
Реже всего белорусы оплачивают покупки в интернет-магазинах по предоплате: полной (14% покупок) и частичной (4%).
Увеличивается популярность курьерской доставки и самовывоза
34% покупок белорусы забирают сами в почтовом отделении. Далее по популярности – бесплатная доставка курьером (29%) и самовывоз (16%). Реже всего пользуются платной доставкой: курьером (11%) и в отделение почты (10%).
Больше всего за год увеличилась популярность бесплатных способов доставки: доставки курьером (+6% к показателю прошлого года) и самовывоза (+5%).