МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени

МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени

Над Беларусью опять нависла угроза повышения налогов. Минфин и МНС по согласованию с руководством Совмина возбудили страну новостью о планируемом повышении ставки НДС с 20% до 22%. Чиновники решили идти по пути наименьшего сопротивления для себя, не переживая за бизнес. Понятно, что налоги повышает Россия. Это воюющая страна, которая из-за агрессивных действий Кремля нарвалась на международные санкции, отток капитала и срыв инвестиционных проектов. Российское руководство думает повысить ставку НДС и ввести отменённый в 2004г. налог с продаж, повысить налоги на недвижимость и землю. За любовь более 80% россиян к В. Путину нужно платить. Имперское величие требует налоговых жертв. Разумеется, этими жертвами будут не олигархи, а те самые 80% россиян, которых Всемирный банк записал в средний класс.

Правительственное ухо к налоговой теме глухо

Россия тратит огромные деньги на войну и несёт большие потери, но Беларусь ведь не воюет. Более того, в I полугодии 2014г. Минфин отчитался профицитом бюджета органов госуправления, что на фоне минимального роста ВВП можно считать успехом. Совмин начал анализировать качество государственных программ и справедливо пришёл к выводу о необходимости их сокращения. Толку от них мало, а денег из бюджета они поглощают много.

Белорусское правительство вроде бы серьёзно отнеслось к предложению бизнес сообщества по реформированию делового климата. Национальную платформу бизнеса настоятельно рекомендовали всем органам власти исполнять. В этом документе бизнес и экспертное сообщество однозначно сошлись во мнении о необходимости снижения налоговой нагрузки. Опросы бизнеса показывают, что в пятёрке самых больших проблем неизменно находится как налоговая нагрузка, так и налоговое администрирование. Белорусский бизнес роптал по поводу повышения налогов на землю и недвижимость. В 2013 году удалось убедить власти не повышать ставку НДСа. И вот в пылу работы над бюджетом-2015г. Минфин/МНС опять затянули свою налоговую песню.

Повышение ставки НДС до 22% ещё больше усугубит положение белорусских производителей. Они и так с трудом отбиваются от российских конкурентов. Казахстан со ставкой НДС 12% только радуется тому, как растут конкурентные преимущества его налоговой системы. Чтобы подсластить пилюлю, правительство заявило о намерении снизить ставку налога на прибыль до 15%. Снижение налоговых ставок – это, конечно, благо, но когда одна рука намерена забрать девять рублей, а вторая оставить два рубля, чистый эффект явно не в пользу налогоплательщиков.

В 2014г. поступления по НДС-у запланированы на уровне 9,4% ВВП или треть поступлений консолидированного бюджета. Для сравнения в Эстонии через НДС бюджет получает 8,7% ВВП, в Германии – 7,3%, Литве – 7,7%, Польше – 7,3%.

По налогу на прибыль поступления запланированы в объёме 2,7% ВВП или 9,2% налоговых доходов бюджета. Если правительство повышает ставку НДС-а до 22%, то оно может собрать в 2015г. по НДС-у около 38% всех налоговых поступлений консолидированного бюджета, а вот снижение ставки налога на прибыль до 15% может снизить склонность коммерческих организаций скрывать прибыль. В результате выпадение части налогов из-за падения объёмов продаж и прибыли может быть частично компенсировано легализацией доходов, которые успешные бизнесы решат вывести из тени. Суммарно налоговая нагрузка на экономику увеличится, поскольку издержки ухода от НДС-а значительно выше, и позволить себе такие схемы может далеко не каждый.

 

Чужим – налоговые льготы, своим – налоговое проклятие

Схема «повышение НДС-а до 22% - снижение налога на прибыль до 15%» - это очередной налоговый обман бизнеса. Но не только бизнес пострадает. В ситуации хрупкого балансирования на грани рецессии такое налоговое решение ещё больше сужает размер рыночного сектора, а вот распорядители чужого (политики и чиновники) получают в свои руки дополнительные триллионы рублей. В ситуации, когда А. Лукашенко, М. Мясникович, главы КГК и Следственного комитета в один голос заявляют о бесхозяйственности, безалаберности и головотяпстве в государственных инвестициях и потреблении, увеличение объёма ресурсов в руках чиновников и «красных» директоров – это прямой путь в очень опасный пул – рецессия/коррупция.

Для поддержки отечественных производителей товаров и услуг белорусские власти должны двигаться в прямо противоположном направлении. В белорусском бюджете полно расходов, ликвидация которых принесет стране только пользу. Вот, например, Совмин в начале августа завершил ревизию государственных программ и мероприятий на 2014 год. По мнению премьер-министра, удастся сэкономить около Br4,7 трлн.: «Планы и проекты особенно с господдержкой будут финансироваться только после тщательной экспертизы» - заявил он. А как было до этого? Почему деньги налогоплательщиков попадают в руки тех коммерческих организаций, которые уже давно стали хроническими бюджетными иждивенцами? Получается, что при подготовке закона о бюджете никто не проверяет качество проектов корпоративных лоббистов. Расходы бюджета включают проекты, которые наносят прямой ущерб экономике Беларуси, но Минфин и МНС изо всех сил стараются собрать налоги под удовлетворение непомерных амбиций государственных заводов и фабрик.

Проведение тщательно анализа качества заявок лоббистов помогло бы правительству сэкономить, как минимум, 10% ВВП. Это значит, что если бы правительство качественно делало свою работу, то в проекте закона о бюджете нам бы предложили снижение налоговой нагрузки, как минимум, на 4 – 7 процентных пунктов. Логика налоговой и административной конкуренции в рамках ЕврАзЭС, а также со странами Евросоюза подсказывает именно такое поведение. Беларуси нужна глубокая налоговая реформа, а не механическое перекладывание необоснованных и не просчитанных запросов лоббистов на плечи налогоплательщиков. Белорусские власти демонстрируют понимание того, что низкие налоги выгодны для поддержки производителей, на примере Китайско-белорусского индустриального парка, СЭЗов и ПВТ. Однако когда речь заходит не об отдельных территориях и проектах, а о всей стране, распорядители чужого предпочитают замалчивать налоговые аксиомы. Цинично и аморально предлагать иностранцам налоговые льготы на десятилетия, а своим предпринимателям и потребителям каждый год увеличивать налоговую нагрузку.

 

Негативный налоговый опыт Евросоюза

Стагнация экономики Евросоюза в значительной степени спровоцирована высокими налогами и удушающей бюрократией. В книге «Тенденции в налогообложении в Европейском союзе» (Taxation trends in the European Union, июль 2014) эксперты ЕС с тревогой описывают налоговую систему. В 2012г. отношение всех налогов, включая социальные, в ЕС-28 составило 39,4% ВВП, что на 15 процентных пунктов больше, чем в США и на 10 п. п. больше, чем в Японии. В зоне евро-18 этот показатель ещё выше – 40,4% ВВП.

А вот в Канаде, Австралии и Южной Корее совокупное налоговое бремя остается существенно меньше 30% ВВП. В Швейцарии это показатель составляет 27,9% ВВП. Заметим, что у нашего северного соседа Литвы налоговая нагрузка – одна из самых малых в ЕС-28. Она составляет 27,2% ВВП. Латвийские власти тоже понимают важность низких налогов – 27,9% ВВП.

Сегодня налоговое бремя в ЕС-28 выше, чем оно было до кризиса 2007/08гг. В 2012г. 22 страны увеличили налоговое бремя и только шесть его сократили. Среди них Португалия (минус 0,9 п.п. ВВП), Словакия и Британия (минус 0,3 п.п.), Литва и Швеция (минус 0,2 п.п.), а также Румыния (минус 0,1 п.п.). Бюджетная распущенность в ЕС-28 выражается в том, что в 2011г. дефицит бюджета составлял 4,4% ВВП, в 2012г. – 3,9% ВВП, в 2013г. – 3,3% ВВП.

НДС стал любимым инструментом евробюрократов. С 2008г. стандартная средняя ставка НДС в ЕС-28 увеличилась с 19,5% до 21,5 % в 2014г. за это время 20 стран из 28 повысили НДС. В 2014г. это сделала Франция, Италия и Кипр. Самая высокая ставка НДС-а зафиксирована в Венгрии - 27%. Следом идут Хорватия, Дания и Швеция (25%). Самые низкие ставки НДС в Люксембурге (15%) и на Мальте (18%). У нашей соседки Польши стандартная ставка НДС составляет 23%, но вместе с ней применяются две льготные ставки 5% и 8%. В Литве НДС составляет 21% при льготных ставках 5% и 9%. Отметим, что рост ставок НДС сопровождался куда более стремительным ростом операций ухода от уплаты НДС.

За семь лет распорядители чужого сконцентрировали в своих руках почти половину ВВП – и обрекли Европу на стагнацию и рецессию. Это важный урок для Беларуси. Наши распорядители чужого, поленившись провести тщательный анализ экономической политики Евросоюза и стран зоны евро, повторяют их ошибки. При этом они забывают, что мы заметно отстаём от ЕС по конкурентоспособности, энергоэффективности, качеству корпоративного и государственного управления. Евросоюз на голову лучше нас в качестве судебной системы и защиты прав собственности. ЕС-28 гораздо свободнее с точки зрения торговли и конкуренции. Если в такой ситуации Беларусь начнёт следовать примеру европейских стран с высокой налоговой нагрузкой и гнетущей бюрократией, то негативные последствия для нас будут гораздо хуже.

Налоговая политика – это как раз то, что Беларуси ни в коем случае нельзя копировать у Евросоюза. Нам нужна экономика мира и развития. А это низкие налоги и малое государство. На фоне того, что творится в России, с учётом рецессии в ЕС Беларусь могла бы воспользоваться историческим шансом и совершить прорыв к новому качеству экономической политики и институтов развития. Начать с налоговой реформы – самое то. К сожалению, белорусские чиновники дальше своего носа смотреть не хотят. Им финансирование аппетитов отраслевых лоббистов важнее, чем стратегия развития страны. Над ней должен думать глава страны. Ему надо серьёзно поработать над собой, чтобы не поддаться искушению пойти российским или европейским путём. В налоговой политике это почти одно и то же.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by

Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Источник: Myfin.by

Сайт