Заканчивается жаркое экономическое безвременье. Работоспособность белорусских властей была явно хуже палящего солнца. В первые восемь месяцев года они не утруждали себя структурной работой. Нацбанк и Совмин, как колобок, катились по инерции, как будто вокруг нас тишь, гладь и божья благодать. Наверное, подход «не трогай - хуже будет» к началу осени стал причиной улучшения целого ряда показателей экономики Беларуси. Он был поддержан обильной накачкой кредитными ресурсами. Нацбанк и Минфин сдались на милость отраслевым лоббистам. Они отдали Беларусь на откуп инфляции, роста внутреннего и внешнего долга, складских запасов и замороженных в бесперспективных проектах ресурсов.
Выравнивание под административную линейку
Премьер М. Мясникович уверенно заявил о выполнении семи из восьми прогнозных показателей. Глава Нацбанка излучала уверенность в финансовой и валютной стабильности. Аграрное лобби с гордостью отрапортовали о резком росте с/х производства за январь – июль - аж на 7,8%, в то время как за I полугодие 2014 г. было минус 4,3%. Ранний богатый урожай резко улучшил цифры Минсельхозпрода.
МИД утверждает, что до приостановки падения экспорта осталась самая малость. В I полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. экспорт товаров сократился на 1,5%, в то время как по итогам I квартала падение составило 4,1%. Вот-вот страна выйдет из промышленной рецессии. За январь – июль 2014 г. падение промышленного производства составило только 0,6%, в то время как по итогам I квартала было минус 3,4%. Розничный товарооборот продолжает мчаться вперёд. За первые семь месяцев он вырос на 10,3%. Медленно восстанавливается рентабельность продаж. В I полугодии этого года она составила 7,2%, что только на 0,1 процентный пункт меньше, чем было в I полугодии 2013 г. (за I квартал она составила 6,4%).
Игнорируя предостережения МВФ и Евразийского антикризисного фонда, белорусские власти продолжают уверенно увеличивать реальные денежные доходы. В I полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 4,8%. Это на 60% больше, чем темпы роста производительности труда за первое полугодие. Правительству с трудом даётся решение о прекращении административного повышения зарплаты, на которую стабильно приходится около 65% всех доходов. Конечно, такие темпы роста гораздо ниже, чем было в 2013г., когда мы фиксировали темпы 20% и больше.
Доверие населения остаётся решающим фактором в сохранении относительного спокойствия на валютном рынке. Правда, на 01.07.2014 г. на валютные вклады приходилось 65,6% всех вкладов. Прирост депозитов в Br-рублях за I полугодие 2014 г. составил Br8,4 трлн., что на Br600 млрд. больше, чем за аналогичный период 2013 г. Вклады в валюте за полгода увеличились на $470 млн., что превышает показатель первого полугодия 2013 г. на $160 млн.
2014-ый год можно считать очередным провалом для приватизации. Осенне-зимний период едва ли что-то существенно изменит. Русскому капиталу, который под санкциями ходит, сейчас не до покупки белорусских активов, да и белорусские власти не спешат расставаться с ними. В условиях взаимных санкций России и Запада Беларусь может сыграть роль пресловутого третьего, который, когда двое дерутся, радуется.
Без приватизации, радикального изменения системы защиты прав собственности ожидать притока капитала и снижения напряжения по текущему счёту платёжного баланса не приходится. Внешние и внутренние кредиты, особенно валютные, являются очень опасным субститутом. За январь – май 2014 г. сальдо текущего счета платежного баланса составило минус $2,74 млрд. или 10,2% ВВП. Сохранение этого показателя на таком уровне усилит давление на валютный рынок и может истощить золотовалютные резервы до опасной черты. На начало августа ЗВР-ы составили $6,2 млрд и после получения очередного российского кредита от ВТБ сократились в июле на $217 млн. За первое полугодие правительство погасило $1,9 млрд внешнего долга. До конца года валютные обязательства не намного меньше. На 1.08.2014 г. валютные обязательства госорганов сроком погашения до одного месяца составили $1988 млн., а с 1.08.2014 г. до 1.08.2015 г. долги по валютным кредитам составляют $5573 млн.
Горькая правда от Нацбанка
На закрытых заседаниях, в банях и безопасных от прослушивания курилках члены правительства выражают куда больше опасений и тревоги относительно состояния экономики. Частично их мнения можно узнать из очередной публикации Нацбанка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. Январь – июнь 2014г.»
За I полугодие 2014 г. объём кредитных ресурсов в экономике увеличился на 9,8% (без учёта денег Банка развития). С учётом инфляции кредитование сократилось на 7,6%. «На долю кредитных ресурсов, выданных по льготным процентным ставкам двумя банками ОАО "АСБ Беларусбанк" и ОАО «Белагропромбанк», приходилось 93,5 процента всех кредитов в жилищное строительство». Эти цифры говорят о том, что дилемма «снижение инфляции vs. поддержка строительного лобби» белорусские власти стали на сторону стройки. Рост инфляции за апрель-июнь 2014 г. составил 24,8% (квартал к предыдущему кварталу в годовом выражении и сезонно сглаженный). Это почти в два раза больше, чем в предыдущем квартале. Это скандальное разрушение покупательной способности номинальных доходов в условиях тотальной финансовой безграмотности населения и приближения рублёвых ставок по депозитам к 25%.
С другой стороны, белорусские власти уже начали готовить общественное мнение к тому, что в таких объёмах строительства больше не будет. Снижение объёмов льготного кредитования жилья даже наполовину грозит разрушить хрупкое равновесие этого рынка. Если это случится в 2014 году, то только резкий рост с/х экспорта в Россию может остановить Беларусь в зоне положительных значений.
Перечисление основных тенденций в экономике предприятий в I полугодии 2014 г. явно диссонирует с радужными оценками премьера: «номинальный рост выручки и прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг при снижении реального темпа роста…, снижение всех показателей прибыли в реальном выражении, увеличение доли убыточных и нерентабельных и низкорентабельных (по рентабельности продаж) предприятий; рост чистых убытков убыточных предприятий; снижение уровней рентабельности; увеличение размера бюджетных ассигнований на покрытие убытков и возмещение текущих затрат; значительны неликвидные остатки готовой продукции на складах промышленных предприятий и их доля в среднемесячном объеме промышленного производства; увеличение просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей; значительный рост внешней просроченной дебиторской задолженности; рост доли организаций, имеющих просроченную задолженность; снижение текущей платежеспособности; увеличение просроченной задолженности по кредитам и займам».
Этот длинный список проблем – как целая гирлянда красных лампочек, которые своими вспышками предупреждают о надвигающейся экономической опасности. Кому нужно гнать вал ВВП, стимулировать инвестиционный и потребительский спрос, если это приводит к зашлаковыванию экономики? Ответ очевиден – Михаилу Мясниковичу, отраслевым министрам, руководителям концернов и холдингов. В нём также заинтересованы те инсайдеры финансового сектора, которые легко зарабатывают большие деньги на процентных «ножницах». Эта узкая группа противопоставила свои интересы интересам экономики Беларуси.
Ближе к правде, но всё ещё далеко от неё
Перечисление Нацбанком проблем в денежно-кредитной сфере контрастирует с вальяжностью и самоуверенностью больших начальников в правительстве: «…сохранение интенсивности роста инфляции; сохранение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами по итогам января-мая 2014 г. при дефиците платежного баланса; некоторое ускорение темпа прироста требований банков к экономике; избыток рублевой ликвидности в банковской системе…»
Если бы у нас в руках был счётчик Гейгера для оценки уровня опасной радиации в белорусской денежной системе, то по состоянию на конец лета он бы назойливо трещал у нас под носом. Увеличение широкой денежной массы (М3) за январь – июль на 13,5%, наличных денег в обороте (М0) на 10,9%, рублевой денежной массы (М2) на 13,2% в условиях стагнирующей экономики, балансирующей на грани рецессии – это чрезмерно мягкая денежно-кредитная политика Нацбанка. Её плоды имеют возможность вкушать не обыкновенные люди или малый бизнес, а те избранные ~3000 «спартанцев» (участников государственных инвестиционных программ), которые кредитуются под 2 – 5% в Br-рублях и имеют открытую, безразмерную кредитную линию от правительства.
В течение Iполугодия 2014 г. представители Нацбанка неоднократно публично характеризовали свою монетарную политику, как жёсткую. В свете скандальных цифр по инфляции, росту денежных показателей и кредитования экономики даже они в своём Докладе не могли не изменить формулировку: «Учитывая макроэкономическую ситуацию, денежно-кредитная политика Национального банка была ориентирована на поддержание умеренно жестких реальных монетарных условий». Это ближе к правде, но по-прежнему очень далёко от неё. Безразмерная аморфность и апатия министров блокируют критическое мышление и здравый смысл. Они могут загубить даже те «золотые» возможности, которые неожиданно возникли перед Беларусью в контексте взаимных санкций России и Запада друг против друга.
Ярослав Романчук специально для Myfin.by
Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:
- СТАТЬ ХОЗЯИНОМ: ХОЧЕТСЯ, НО КОЛЕТСЯ. Почему белорусский бизнес не хочет приватизации
- КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ. 10 способов поддержать белорусское предпринимательство
- ЭКОНОМИКА ЦЕРБЕРОВ И ЛИБЕРТИНОВ. У распорядителей чужого сбились ориентиры
- БЕЙБИ ЗА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ. Пагубная привычка разбрасываться деньгами
- ПРИГОВОРИЛИ. Беларусь в четыре раза хуже
- УКРАДЕННАЯ УКРАИНА. 10 украинских уроков для Беларуси
- КУПИТЕ «ЗАЙЦА». Депозитно-кредитная ситуация в I полугодии 2014г.
- МЫ НАЧИНАЕМ ПЛАТИТЬ ЗА ВОЙНУ. Логика экономики военного времени
- ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Очередной исторический шанс для Беларуси
- СЕРЬЕЗНЫЙ АГРОБИЗНЕС. Еда и продовольствие могут стать вечным бизнесом