Вклады физлиц в иностранной валюте: 17 месяцев чистого оттока

Вклады физлиц в иностранной валюте: 17 месяцев чистого оттока

В марте ускорилось сокращение остатков средств населения на срочных депозитах в иностранной валюте, а чистый отток, без капитализации начисленных процентов, длится уже 17 месяцев. Это результат падения курса доллара в Беларуси и снижения процентов по депозитам до их исторического минимума, что приводит к убыточности валютных вкладов.

Br-эквивалент валютного депозита уменьшается, а сам Br-рубль, к тому же, еще и обесценивается от инфляции. И сбережения в валюте, таким образом, теряют свою изначальную покупательскую способность –обесцениваются, тогда как срочные Br-рублевые вклады, наоборот, сейчас сверхвыгодны.

Но несмотря на 1,5 года нисходящего тренда в динамике остатков средств населения на валютных вкладах, их объем в банковской системе Беларуси остается очень большим: 38,9% широкой денежной массы М3 (самая значительная ее составляющая) и 58,1% иностранной денежной массы. Валютных вкладов в общем объеме банковских сбережений населения – 80,4% (всей массы срочных вкладов физлиц).

Проценты по валютным депозитам продолжают обновлять исторические минимумы

Средние по стране процентные ставки по новым (открытым в отчетном месяце) срочным вкладам физлиц в иностранной валюте по всем срокам размещения в марте немного выросли после падения их в феврале до исторического минимума, и составили 1,8% годовых.

Рост произошел в секторе «коротких» (на срок до 1 года) вкладов – до 1,5% годовых, а ставки по «длинным» (на срок свыше 1 года) новым депозитам остались, в среднем по стране, на прежнем уровне 2,3%.

В разрезе возможности досрочного закрытия средние по стране ставки по отзывным депозитам физлиц снизились до 1,3% годовых, но по безотзывным – выросли до 2,5%.

Средняя по стране процентная ставка по всем текущим, уже действующим срочным валютным вкладам в марте обновила свой исторический минимум, снизившись до 2,8% годовых. Доля новых, все менее доходных, вкладов в общей массе действующих становится с каждым месяцем все больше, поэтому и в дальнейшем будет происходить снижение этого среднего показателя.

За последние годы доходность срочных валютных депозитов физлиц снизилась в разы. Максимумы последнего 10-летия были в 2009-м – свыше 11% годовых и в конце 2011-го – начале 2012-го – 8,5-9%.

Доллар дешевел в Беларуси 4 календарных месяца, но в апреле чуть подорожал

За март доллар в Беларуси подешевел на 0,73% (с 1,8859Br/$ в конце февраля до 1,8721Br/$ в конце марта, по итогам последних в месяце торгов БВФБ). По результатам апреля он снова стал дешевле, но незначительно, на 0,16% (с 1,8721Br/$ в начале месяца до 1,8692Br/$ в конце).

Курс доллара в стране уже более года движется в тренде падения.

А последних 5 календарных месяцев подряд доллар слабеет по итогам каждого. В марте он ослаб на 8,8%, а в апреле – на 1,9% годовых.

$-вклады в марте вновь были Br-убыточными, тем более с учетом инфляции

После частых и сильных девальваций Br-рубля многие вложились в иностранную валюту, и объем валютных вкладов населения в банках стал огромный. И вся эта валютная масса дешевеет при снижении стоимости доллара: ее Br-эквивалент уменьшается, в то время как цены растут.

Средняя по стране ставка по всем действующим срочным вкладам физлиц в иностранной валюте (2,8% годовых) обеспечила прирост тела долларового вклада в марте на 0,23%. Но падение курса доллара в этом месяце на 0,73% создало Br-рублевую убыточность депозита размером 0,50% за месяц, или минус 6% годовых.

На $1000 остатка срочного вклада в начале марта банком начислено за месяц $2,30 процентов (по ставке 2,8% годовых – средней мартовской по всем текущим срочным валютным вкладам физлиц). А Br-эквивалент этого, уже приращенного банком, депозита, наоборот, снизился – с Br1885,9(= $1000 * 1,8859 Br/$, курс начала месяца) до Br1876,4($1002,30 * 1,8721 Br/$, курс БВФБ в конце марта), то есть на 0,50% ниже.

Кроме этого, еще и инфляция в Беларуси в марте составила 0,28%, которая обесценила на этот процент сам Br-рубль, еще больше понизив покупательную способность долларового вклада. В апреле падение американской валюты на 1,9% годовых также лишило долларовых вкладчиков реального прироста их валютных сбережений.

Br-рублевые месячные убытки от депозитов в посткризисный период (после 2011-го) долларовые вкладчики подсчитывали всего лишь несколько раз, но в последнее время – каждый месяц. Наибольшие же Br-прибыли, сильно увеличивавшие покупательную возможность $-вкладов, были в девальвационные месяцы и достигали сотен процентов годовых.

В марте остатки средств населения на валютных вкладах стали таять быстрее

В декабре 2016-го впервые с начала 2014-го остатки срочных инвалютных вкладов физлиц составили меньше $7 млрд. Это стало итогом непрерывного многомесячного снижения, начатого с исторически максимальной суммы в $7,844 млрд, которая была в августе 2015-го. В январе 2017-го зафиксирован прирост остатков. В феврале же динамика вновь стала отрицательной, а в марте падение ускорилось: за месяц остатки на вкладах физлиц в иностранной валюте сократились на $70 млн и составили $6,897 млрд. Это уровень конца 2013-го.

Многолетняя динамика остатков средств населения в иностранной валюте на срочных депозитах в банковской системе страны представлена на диаграмме. Как видно, наиболее интенсивное депонирование валюты происходило в период после девальвационного 2011-го. Но за 1,5 года (с осени 2015-го по настоящее время) нисходящего тренда объем срочных валютных вкладов населения сократился почти на $1 млрд.

Чистый отток с валютных депозитов физлиц длится уже 17 месяцев

Исходя из средней ставки по всем действующим (текущим) срочным депозитам физлиц в иностранной валюте в марте, а это 2,8% годовых, и объема инвалютных вкладов на начало отчетного месяца ($6,967млрд), расчетная сумма начисленных за март процентов по депозитам – $16,3 млн по всей стране. Они, в основной своей массе, снова рекапитализированы во вклад.

И с учетом валового снижения остатков за месяц (на $70млн), получается, что чистый отток валюты с вкладов физлиц в марте составил $86 млн. Март 2017-го – 17-й подряд месяц чистого оттока валюты с вкладов (прирост остатков в январе был обеспечен исключительно какпитализацией начисленных процентов). А последние 3 месяца он усиливается. И при продолжении этой тенденции чистый отток может стать рекордным за последнее время.

Исторически максимальный чистый отток был в апреле-июне 2011-го, когда чистый вынос за те 3 месяца составил $1,18 млрд, а из недавнего сильнейшие чистые оттоки были в январе 2015-го ($156 млн), феврале 2016-го ($144 млн) и мае 2016-го ($133 млн). Максимальный же объем чистого притока валюты за месяц был в декабре 2008-го ($350 млн), в октябре 2011-го ($254 млн) и июле 2013-го ($242 млн).

Цифры – расчетные (Нацбанк не предоставляет информацию о сумме начисленных и капитализированных процентов), но по ним можно судить о векторе текущей динамики и настроениях вкладчиков.

Br-эквивалент валютных вкладов физлиц уменьшается 4 месяца подряд

Падение курса доллара приводит к ускорению снижения остатков средств населения на срочных инвалютных депозитах в Br-эквиваленте. В марте они уменьшились на 1,7%, составив Br12,911 млрд (по курсу последних в марте торгов БВФБ). Падение идет уже 4 месяца подряд.

Год назад, в конце февраля 2016-го, Br-эквивалент срочных валютных вкладов физлиц был рекордным – Br16,235 млрд – вследствие намного более дорогого доллара, чем сейчас, и большего объема остатков на таких вкладах.

Такой, как сейчас, период снижения Br-эквивалента отмечается, пожалуй, впервые: раньше Br-эквивалент увеличивался как ростом курса доллара, так и физическим приростом валютных остатков на депозитах, или чем-то одним. Сейчас же – и курс падает и остатки снижаются.

Падение покупательной способности массы остатков срочных долларовых вкладов населения еще больше, чем номинальное снижение их Br-эквивалента: сам Br-рубль теряет со временем свою реальную стоимость из-за инфляции.

Но сильнейший прирост объема срочных валютных вкладов физлиц в 2012-14 годах и неоднократные девальвации Br-рубля привели к тому, что даже упавший сейчас – и в абсолютном и в реальном выражении, по их покупательной способности – Br-эквивалент остатков валюты на таких вкладах намного больший, чем был в те годы.

Валютных вкладов физлиц в иностранной денежной массе – больше половины

Удельный вес срочных валютных вкладов населения в иностранной денежной массе, в совокупность которой входят переводные и срочные депозиты физ- и юрлиц в иностранной валюте, ценные бумаги в иностранной валюте вне банковского оборота и депозиты в драгоценных металлах, составил в конце марта 2017-го 58,1%.

А с учетом остатков на переводных инвалютных депозитах физлиц доля средств населения в инвалютной денежной массе – 62,2%. За 20 лет она выросла почти в 2 раза: валюта от населения в банковской системе Беларуси стала играть важнейшую роль.

Доля валютных вкладов физлиц в широкой денежной массе

Доля средств населения на срочных инвалютных депозитах в широкой денежной массе (М3) падает вместе с сокращением остатков на таких вкладах уже более года после достижения ею максимума в январе 2016-го (46,0%), и в конце марта 2017-го составила 38,9%. Но несмотря на падение, они остаются наибольшей составляющей ШДМ. Для сравнения, доля срочных Br-депозитов физлиц в М3 – 9,5%, а всей Br-рублевой денежной массы М2 – 33,0%.

Доля валютных вкладов в общей сумме вкладов физлиц остается очень высокой

Сокращение остатков срочных инвалютных депозитов населения при одновременном приросте остатков Br-рублевых депозитов привело к падению доли валютных вкладов в общем объеме срочных вкладов населения. И все же она остается чрезвычайно высокой: на конец марта 2017-го объем срочных депозитов физлиц в иностранной валюте – это 80,4% всех срочных вкладов населения.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Максим СЕРЕДА, фото: Владимир СТАТКЕВИЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все