Такое мнение высказал в интервью Myfin.by генеральный директор компании «Белросстрах» Виктор Лаврусенко.
По его словам, проблема ценового демпинга в сегменте автокаско усугубляется с каждым годом. Бюджетный автомобиль сегодня можно застраховать от 180 долларов. В то же время покраска одного элемента корпуса стоит около 300 долларов. При ДТП какой-либо элемент автомобиля обязательно страдает.
У страховщиков есть такое понятие, как частотность ДТП, и в Беларуси она равна единице. То есть, теоритически, каждый белорусский автомобиль раз в год попадает в аварию.
– О какой прибыли компании можно говорить, если сумма выплаты уже за один элемент в данном случае выше, чем стоимость страхового полиса? А ведь при ДТП страдает далеко не один элемент авто. По нашим расчетам, стоимость автокаско должна быть минимум 600 долларов, – подчеркивает эксперт.
Такая ситуация привела к тому, что в Беларуси автокаско становится убыточным для страховых компаний. В 2015-м средний уровень выплат составлял 75%, в 2016-м – уже 85%, а в нынешнем году у некоторых компаний этот показатель превышает 100%.
При этом надо учесть, что еще примерно 15% собранной премии страховая компания выплачивает агенту, и 3-4% уходит на общие расходы страховщика.
При таких подсчетах автокаско является убыточным бизнесом для большинства страховых компаний – а доля каско в портфелях страховых компаний составляет более 50%. Возникает угроза, что платежеспособность таких компаний снизится и они не смогут выполнить свои обязательства перед страхователями.
Виктор Лаврусенко приводит пример России, где ценовой демпинг имел место пару лет назад, но после вмешательства регулятора ситуация выровнялась:
– Для примера, мы сравнивали стоимость страховки Volkswagen Polo 2017 года выпуска. В России она составляет 7-11% от цены автомобиля, а в Беларуси – 3-5%. В Украине также ситуация с низкими тарифами автокаско была неблагоприятной, однако они начали постепенно увеличивать стоимость страхования и сейчас она на 15-20% выше, чем в нашей стране.
Низкие тарифы на автокаско позволяют компании быстро пополнить оборотные средства. Однако спустя некоторое время начинается волна выплат, которые оказываются больше собранных премий, и компании вынуждены искать новые оборотные средства через демпинг.
– Нам бы хотелось, чтобы регулятор либо установил минимальные тарифы по автокаско, либо ужесточил контроль за рентабельностью страховых компаний в этом сегменте. И я очень надеюсь, что такое вмешательство произойдет в нынешнем году, – делает прогноз эксперт.