Россия может перекрыть поставки нефти из-за санкций США. Какова вероятность того, что уже через пару дней (с 1 мая) ценники на АЗС станут переписывать не на одну копейку в неделю, и что в пистолетах пропадет топливо? На эти вопросы специально для Myfin.by ответил старший аналитик компании «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.
Что произошло?
По сообщению из четырех разных источников Агентство Reuters распространило информацию о том, что нефтеперерабатывающий завод «Нафтан», принадлежащий «Белнефтехиму», может остаться без российской нефти из-за введенных санкций США против госпредприятий. Согласно этим требованиям, до 3 июня все взаимоотношения с госпредприятиями из санкционного списка должны быть прекращены.
Как рассказали 4 источника, российские компании опасаются введения против них вторичных санкций: «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» не планируют поставлять нефть на новополоцкий НПЗ в мае. «Татнефть» и «Руснефть» ждут решения начальства и пока не подписывают документы на новые поставки.
Источники в нефтяных российских компаниях заявили, что 5,5 млн баррелей нефти, которые поставлялись на Нафтан ежемесячно, будут перенаправлены в морские порты для экспорта.
Ранее концерн «Белнефтехим» назвал решение по возобновлению санкций в отношении предприятия «безосновательным и бесперспективным». И добавил, в распространенном пресс-службой заявлении, что отрасль «продолжит работу по сохранению производства и максимальному обеспечению внутреннего рынка продукцией».
Так ли это – мы поинтересовались у Вадима Иосуба.
Паниковать пока рано
– Пока я не стал бы однозначно говорить о том, что через несколько дней «Нафтан» лишится российской нефти. Об этом заявил только Reuters, ссылаясь на свои российские источники. Пока подтверждения – официального или из других источников, я не видел. Посему говорить об этом как о свершившемся факте сложно.
Из того, что я прочел в материале Reuters, могу сделать вывод, что юристы российских нефтяных компаний сейчас тщательно изучают варианты введения вторичных санкций со стороны США. Ведь именно они, а не прямые санкции на 9 белорусских предприятий, являются главной угрозой как для них, так и для белорусской экономики.
И пока окончательного мнения – станут ли поставки в Беларусь поводом для введения санкций против них, в РФ не вынесли, – каждая компания изучает проблему и ищет решение самостоятельно, как мне кажется.
Вторичные санкции опасны и другим компаниям
Не дает ли это повод думать, что и «Гродно Азот» не сможет свои удобрения продавать – ни на европейский, ни на российский рынок?
– Из скудной информации в материале Reuters понятно, что централизованного решения российского правительства о запрете сотрудничества с компаниями, попавшими в американский санкционный список, в РФ не принято.
И теоретически, раз компании принимают решения индивидуально, кто-то может отказаться поставлять свою продукцию или же покупать ее на «Гродно Азоте».
И если выяснится, что риск введения вторичных санкций высок, то и другие российские компании (не говоря о европейских) разорвут свои отношения с попавшими в санкционный список белорусскими предприятиями.
Но опять-таки – сотрудничество сотрудничеству рознь. Под риск попадают расчеты в долларах через корсчета американских банков. Они будут прозрачны для властей США. Если у каких-то компаний из санкционного списка расчеты с контрагентами из РФ идут в российских рублях или евро, то такое сотрудничество вероятнее всего продолжится. Американские санкции на такого рода связи и такого рода расчеты никак не повлияют.
Все упирается в валюту расчета – контрагентам не хочется вести расчеты в долларах. Для любых других видов расчета рисков это не создает. Так что они могут перейти на расчеты в российских рублях или евро, избегая рисков введения вторичных санкций.
Пропадет ли бензин?
Какова вероятность того, что уже в мае белорусы могут остаться без бензина или получить резкий рост цен на него?
– Сложный вопрос. Пока не возьмусь прогнозировать развитие событий. При возникновении проблем с поставками нефти на «Нафтан» будет закрываться внутренний рынок, – можно вспомнить хотя бы ситуацию годичной давности, когда РФ «перекрыла трубу» без всякой связи с санкциями, по своей инициативе. Тогда в январе-феврале наши НПЗ не получали нефти от крупных российских поставщиков – лишь компании Гуцериева поставляли скромные объемы. Кроме того, использовались какие-то запасы и была организована поставка «альтернативной» нефти – также в скромных объемах.
Но это не привело к пропаже бензина на заправках и резкому росту цен на него – он был в набившем оскомину режиме «по одной копейке».
А ведь тогда ситуация с поставками была хуже, чем будет сейчас, если вступят ограничения поставок на один НПЗ из двух.
Но в мае Мозырьский НПЗ по планам закроется на ремонт…
– Если «Нафтан» останется без нефти, то МНПЗ придется работать за двоих – в этом случае ремонт перенесут. Потому что больше некому будет обеспечивать топливом внутренний рынок. О выполнении экспортных контрактов говорить в этой ситуации сложно.
Но я не знаю деталей – одно дело, если речь идет о каком-то профилактическом ремонте на Мозырьском НПЗ, другое – о потенциально аварийной ситуации в случае, если он не будет произведен.
Оценивая ситуацию сейчас, из имеющейся информации я могу сделать вывод, что перспектив возникновения острого дефицита топлива в ближайшие месяцы нет. Об этом говорит опыт первого квартала минувшего года.