Белорусы возвращаются со своими сбережениями в банки. Как показывает статистика Нацбанка, в январе 2022-го произошел самый масштабный рост вкладов за последние два года, в том числе приросли валютные вклады. А рублевые вклады приблизились к двухлетнему максимуму. Таким образом ниспадающий тренд по депозитам пройден, доверие к банковской системе вернулось. Показываем, что происходит со вкладами белорусов одной картинкой.
По данным Нацбанка в январе 2022 рекордно вырос объем рублевых вкладов, объем денег на карточках сократился. Так, на 123,4 млн рублей вырос объем срочных рублевых вкладов, а остатки на карт-счетах и вкладах до востребования уменьшились на 256,9 млн рублей, достигнув 3,16 млрд руб. Это средние значения для данного показателя в этом году. Валютные вклады за месяц прибавили $87,9 млн, их рост продолжается четвертый месяц подряд после более чем годового падения. С начала 2022-го валютные вклады физлиц увеличились на $131,3 млн или на 2,5%.
Напомним, с августа 2020, когда начался панический отток валютных вкладов, их общее падение за полтора года составило почти $2 млрд.
Что в итоге?
Год начался с бурного роста депозитов, что говорит об окончательном возврате доверия белорусов к банкам. Помогло этому и относительно высокие ставки на депозитном рынке, а также ожидания их дальнейшего роста. Максимальные ставки по валютным вкладам в 5% рассчитаны на безотзывные вклады сроком от 13 месяцев и более. По вкладам в рублевых депозитов можно рассчитывать на 16-17,5% годовых. По коротким же депозитам в рублях более чем на 13% рассчитывать не приходится.
Отметим также, что с депозитами юрлиц ситуация разворачивается прямо противоположная. За январь рублевые вклады компаний сократились на 608,6 млн руб, остатки средств в рублях на счетах показали минус 432,1 млн руб, а валютные депозиты уменьшились на $367,4 млн. Это в два раза больший отток по рублевым депозитам, чем в прошлом году. И примерно в 6,5 раз больше потерь по валютным вкладам по сравнению с январем 2021-го. Кроме сезонных выплат по годовым бонусам, отток средств юрлиц может быть связан с изменениями в налогообложении ИП, что стимулирует их закрытие, а также бегством капитала на фоне обострения геопоолитической ситуации в регионе.