Насколько удобным для Беларуси может быть перевод своих грузопотоков из Прибалтики в российские порты? Есть ли у нас возможность договориться с Россией о выгодах и скидках по этой перевалке? Об этом Myfin.by рассказал аналитик БИСИ Алексей Авдонин.
– Надо понимать, что российские операторы давно вели переговоры с нашими ключевыми экспортерами и импортерами по переориентации товарного потока Беларуси на их основные порты. И, по всей видимости, вопрос пока оставался открытым из-за привычных соображений о географических условиях, длине транспортного плеча, а также стоимости погрузки-выгрузки и др. Порты Прибалтики ближе к Беларуси и предоставляли более выгодные условия по экономике.
Страны Балтии станут заложником своих же санкций
- Однако сейчас, в условиях, когда страны Балтии оказались в ситуации заложника по политическим мотивам, у Беларуси есть основания пересмотреть свои договоренности и переориентировать грузопотоки.
И, полагаю, российские операторы будут соревноваться в первую очередь за белорусские товары. Потому что конкуренция на российском рынке достаточно высокая, особенно в период постпандемии.
В России порты борются за поставщиков
Поэтому в настоящее время для белорусской стороны выгодно вести такой диалог с российской стороной и отрабатывать эти вопросы с разными операторами, добиваясь наиболее выгодных условий, цен по доставке и перевалке своих грузов через российские порты.
В России из-за пандемии произошло очень сильное снижение транспортных потоков и доходов занятых в этой сфере компаний, портов, и все они сейчас соревнуются за поставщиков. В отношении белорусских грузов основная конкуренция может быть между портом Усть-Луга (морской торговый порт на северо-западе России в Ленинградской области) и Калининградом.
Понятно, что транспортные компании будут соревноваться, демпинговать друг друга и стараться перетянуть на себя ключевые белорусские предприятия по поставке товаров – как экспорта, так и импорта.
Что в итоге?
Как сообщал Myfin.by, министр энергетики РФ Александр Новак на днях заявил, что Россия в сентябре решит, как можно переориентировать перевалку нефтепродуктов со стран Балтии в российские порты. По его словам, уже прорабатывается вопрос о создании экономических условий, которые «были бы выгодны всем: и портам, и перевозчикам, железной дороге, и самим нефтепроизводителям».
Концерн «Белнефтехим» подтвердил подготовку данных переговоров с российской стороной.
Ранее Александр Лукашенко заявил, что Беларусь ответит на угрозы стран Балтии ввести санкции тем, в частности, что перестанет использовать их порты для своих торговых потоков, в том числе экспорта.
Это может быть несколько дороже для Беларуси, но она рассчитывает получить определенные преференции у российских компаний.