Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Выгорание собственников, ИИ и зумеры с границами: почему рынок труда уже не будет прежним

Выгорание собственников, ИИ и зумеры с границами: почему рынок труда уже не будет прежним
Фото: Myfin.by
Фото: Myfin.by

В современном бизнесе, где технологии и искусственный интеллект стремительно меняют правила игры, главным активом по-прежнему остаются люди. Но как управлять этим активом, когда уровень стресса зашкаливает, а границы между работой и жизнью окончательно стерлись?

О том, почему выгорание стало эпидемией, как поколение зумеров меняет офисную культуру и почему искусственный интеллект никогда не заменит эмоционального интеллекта, в эксклюзивном интервью MYFIN рассказала ведущий специалист по работе с персоналом EPAM Systems и автор блога про HR-психологию и бизнес Алёна Вербицкая.

Что делает HR-консультант в компании

– Я по образованию – клинический психолог. Моя карьера стартовала в медицинской психологии: 6 лет я работала в радиологическом центре. Писала научные статьи, связанные с онкологией детей, со смертью, переживаниями. Этот опыт был очень глубоким и в какой-то момент я сама выгорела. Пришлось сделать паузу, переосмыслить, чем хотелось бы далее заниматься. В итоге я ушла в бизнес, и с тех пор моя миссия – помогать собственникам и топ-менеджерам работать с людьми.

Моя миссия – быть фильтром между руководителем и командой. Как HR-консультант я работаю с руководителями разного уровня и помогаю выстроить коммуникации, построить HR-функцию с нуля, оптимизировать бюджеты и процессы так, чтобы бизнес дышал.

Состояние собственника – это барометр команды. Если у руководителя хаос внутри, команда это зеркалит. И моя работа этот хаос переводить в порядок, чтобы компания могла расти.

Кризис среднего возраста у бизнеса: «У меня всё есть, но я не знаю, куда идти»

С каким запросом сегодня приходят успешные предприниматели? По словам Алёны, всё чаще – не с тактическими проблемами, а с экзистенциальными.

– Собственник приходит и говорит: «У меня классная команда, я могу не приезжать в офис – и бизнес идет лучше». Это люди, которые сталкиваются с тем, что можно назвать кризисом среднего возраста или кризисом самореализации. Они добились социального успеха, но оказываются в апатии, не понимая, куда двигаться дальше.

Этот запрос актуален для бизнесменов в возрасте от 30 до 50 лет. Но всё чаще с подобным сталкиваются и те, кому нет тридцати.

Задача психолога в такой ситуации – разговорить и «вытащить» из человека его истинные желания. Потому что, не решив свои внутренние вопросы, он не сможет вести за собой других.

Особенности рынка Беларуси: как построить функцию управления людьми с нуля

Алёна Вербицкая отмечает, что для белорусского рынка, особенно для малого и среднего бизнеса, все еще актуальны базовые задачи: рекрутинг, онбординг и адаптация сотрудников.

Популярные бизнес-кредиты
Сбер Банк
Smart Technology
Сбер Банк
Ставка в год
индивидуально
Сумма
до 1 050 000 BYN
Срок
до 36 мес.
Поручители
Без залога
Инвестиции
В оборот
Рефинансирование
Решение сегодня
Подробнее
МТБанк
Бизнес-экспресс
МТБанк
Ставка в год
индивидуально
Сумма
до 1 100 000 BYN
Срок
до 36 мес.
Поручители
Без залога
Любые цели
Подробнее
Банк ВТБ (Беларусь)
Кучерявые возможности для бизнеса
Банк ВТБ (Беларусь)
Ставка в год
12 %
Сумма
до 400 000 BYN
Срок
до 60 мес.
Поручители
Залог от 200 000
Любые цели
Подробнее

– Часто компании действуют по наитию: «Нам нужен еще один сотрудник». Но работа должна начинаться со стратегии. Зачем нам этот человек? Что мы хотим сделать? Ответив на эти вопросы, вы очень быстро понимаете необходимый функционал.

Приведу пример из практики – есть компания из реального сектора в Беларуси, которая 20 лет существовала без HR-функции.

Люди работали там по 15–18 лет, текучка была минимальной. Но когда пришло время масштабироваться и нанимать новых сотрудников, собственник, человек с гибким мышлением, осознал: кадровый отдел – это не HR. Подбором персонала там занимался заместитель директора. При этом никакого онбординга или сопровождения новых сотрудников не было.

И тогда мы начали строить HR-отдел с нуля: наняли сотрудницу, я была с ней первое время ментором, обучала и объясняла, документировала процессы. Затем, когда всё заработало как положено, она уже справлялась самостоятельно. Не так давно встретилась с ней снова, она уже второй год продолжает работать в компании. А уровень eNPS в компании (лояльность и вовлеченность сотрудников) вырос за это время более чем в три раза. Нужно отметить, что изначально eNPS был в компании на очень низком уровне.

Это показывает, насколько важна правильно заложенная база. И ключевое – это связка собственника и HR. HR – это фильтр между руководителем и командой, и важно держать баланс, действуя в интересах бизнеса в целом.

Рынка работника больше нет: ИИ все поменял

– Раньше казалось, что рынок работника будет вечным. Внезапно все изменилось. Произошла техническая революция, и она не откатится – искусственный интеллект никуда не денется, он будет только модифицироваться. И как мы видим, первые, кто пострадал, – это сами разработчики.

На фоне этой технологической революции – как поменялась HR-функция?

Функция разделилась. В малом и среднем бизнесе в Беларуси и России это по-прежнему базовые задачи: рекрутинг, онбординг, адаптация. В крупных международных компаниях появляются новые фокусы, например, работа со стрессом. Компании видят, что выгорание стало большой статьей расходов из-за постоянной текучки и затрат на адаптацию.

В Европе и США мы видим, что HR-функция начинает уходить в поддержку. Весь people-менеджмент ложится непосредственно на руководителей. Руководитель должен обладать экспертизой, чтобы измерить риски в команде, понять уровень вовлеченности. Казалось бы, можно ограничиться опросами, но люди не хотят их заполнять – им не хватает человеческого общения.

Стратегическая HR-функция, которая находится на топ-позициях, остается. Это часть бизнеса наравне с продуктом, финансами и аккаунтингом.

Нам нужно отвечать за people-часть на глобальном уровне: сколько нужно людей, каков бюджет, какой уровень команды требуется, как мотивировать и удерживать людей в эпоху ИИ.

И здесь мы сталкиваемся с эмоциями сотрудников?

Нравится им или не нравится – это эмоции. Их субъективные переживания. И мы должны пытаться каким-то образом влиять на то, чтобы человек субъективно считал, что ему нравится работать в компании. Есть процессы внутри компании, которые мы не можем изменить – контракты, NDA, комплайенс. Например, в компании сотрудник может быть недоволен рабочими инструментами, но он должен с ними работать из-за требований безопасности. Поэтому функция HR разделена: нам нужны люди, которые будут собирать данные и чувствовать команду, но при этом понимать бизнес-ограничения.

– Как социальные сети влияют на HR-бренд?

Сегодня даже в Беларуси мы подписываем документы о согласии на использование наших фотографий в соцсетях. Нельзя просто собрать людей на мероприятие и анонсировать его, не собрав предварительно согласия.

Новый тренд – инфлюенсерство сотрудников. Когда компания поддерживает сотрудников в их увлечениях, а они нативно рассказывают о работе в компании. Яркий пример – Яндекс, который спонсировал сотрудника-дизайнера, увлекавшегося кроссовками и ИИ.

Поколение зумеров в офисе: «Они учат нас чувствовать свои границы»

Появление поколения зумеров на рынке труда – это вызов для многих руководителей. Но Алёна Вербицкая видит в этом и огромную ценность.

– Я их очень люблю. Это те люди, которые учат нас почувствовать свои границы, понять, что мы живые, что у нас есть эмоции и потребности, не связанные только с работой.

Мы, поколение 40+, воспитывались в парадигме «надо быть хорошими, хорошо выполнять свою работу». А зумеры более эмоционально зрелые. Они знают, чего хотят, и не готовы жертвовать личным ради профессионального.

У меня есть ряд руководителей высшего уровня: финансовые директора, топы, которые приходят с прямым запросом: «Я больше не могу». То есть имеем полное выгорание: это физическое и эмоциональное истощение. Настолько сильно мы воспитаны родительским предназначением, что продолжаем «делать то, что должны», несмотря на все сигналы организма. И сломать эту установку очень сложно.

А зумеры понимают, что мир огромный, в нем, кроме работы, есть еще много всего интересного. И оказывается, что людям в нем хочется чувствовать что-то еще, кроме стресса.
Это заставляет компании пересматривать подходы. Типичная история с сотрудником-зумером, который в первый рабочий день «вышел на обед и не вернулся», – симптом более глубокой проблемы.

Руководителям нужно расширять эмоциональный интеллект, развивать эмпатию, чтобы лучше понимать сотрудников. Если ты понимаешь, что чувствуешь сам, тебе проще понять другого. Это работа над ошибками, которую наше поколение должно пройти сейчас.

ИИ и ментальное здоровье: два главных тренда

Говоря о трендах, Алёна выделяет два ключевых вектора.

1. ИИ – это инструмент, а не угроза.

– Искусственный интеллект – это не про то, чтобы писать код. Это про то, чтобы быстрее делать рутинную работу. Я использую его каждый день. И ключевой навык сегодня – умение писать промты для генеративных нейросетей. Это требует глубокого знания своей сферы и четкого понимания, чего ты хочешь. Многие не умеют ставить задачи даже себе, не то что нейросети.

Есть хорошая поговорка: «Каков вопрос, таков и ответ». Здесь это работает в полной мере. Если хочешь получить структурированный подробный ответ на свою проблему, нужно сформулировать для нейросети соответствующий запрос, задать роль и подробно описать ожидаемый результат.

Здесь же проявляется менеджерское умение правильно формулировать и ставить задачи. Для некоторых становится неприятным сюрпризом осознание, что этот навык еще далек от идеала.

2. Ментальное здоровье уже не мода, а необходимость.

– Тренд на wellbeing (благополучие) набирает обороты. Усталость и стресс сотрудников – это скрытые миллионы в расходах компании. Но важно разделять: профессиональное выгорание («я не хочу работать») и эмоциональное («мне всё равно, есть ли у меня еда»). Первое – к коучу или психологу, второе – к психиатру. И бизнесу пора научиться это различать.

Стратегия для сотрудника: прокачка софт-скилов и языков

Что делать рядовому специалисту, чтобы оставаться востребованным на быстро меняющемся рынке труда?

– Прокачивайте английский, но не ради грамматики, а ради возможностей и коммуникации. Если вы не можете сказать о своей идее на английском, то для глобального рынка вы молчите.

Помните, что носителей английского в мире сильно меньше, чем тех, кто им пользуется. Все прекрасно понимают, что ты можешь не знать какого-нибудь умного слова, но можешь сказать другими словами. Поэтому я за то, чтобы люди не боялись разговаривать.

Развивайте эмоциональный интеллект. Если вы не чувствуете себя, значит вы не сможете почувствовать другого. А в бизнесе это всегда считывается.

Инвестируйте в саморефлексию: что я чувствую сейчас? Как мое тело реагирует на стресс? Это база, без которой все остальные навыки не работают. Посещайте психолога, групповые занятия, читайте книги – эмоциональный интеллект можно развивать так же, как и обычный.

Учитесь ставить задачи и структурировать мысли. ИИ вас в этом проверит, но команду по-прежнему нужно вести живым словом.

Фото: Марина Замулко
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все