Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Белорусский бизнес получил дополнительный инструмент борьбы с торговыми барьерами

Белорусский бизнес получил дополнительный инструмент борьбы с торговыми барьерами
Изображение носит иллюстративный характер. Фото из открытых источников
Изображение носит иллюстративный характер. Фото из открытых источников

С 1 августа 2025 года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) начал действовать новый механизм разрешения споров, касающихся введения ограничений на обращение продукции, признанной не соответствующей требованиям технических регламентов. Порядок урегулирования таких споров для MYFIN комментирует юрист юридической компании «Экономические споры» Сергей Бразайтыс.

Сам порядок утвержден решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.08.2025 № 110. Этот документ регулирует отношения между государствами – членами Союза в случаях, когда один из участников ограничивает или запрещает обращение продукции, произведенной на территории другого государства, обосновывая это нарушением технических регламентов ЕАЭС. Целью нововведения является создание прозрачного и унифицированного механизма урегулирования конфликтов без обращения к судебным или арбитражным инстанциям.

Как оспорить ограничения

В ситуации, когда одно из государств ЕАЭС считает, что продукция его резидента (или резидентов) была необоснованно ограничена в обращении на территории другого государства, подается обращение в Евразийскую экономическую комиссию, которая наделена полномочиями рассмотреть представленные материалы, запросить дополнительные сведения от обеих сторон.

ЕЭК рассматривает представленные государствами доказательства, включая результаты испытаний, протоколы оценки соответствия, экспертные заключения, официальные уведомления и иные документы, имеющие значение для оценки правомерности введенных ограничений. По итогам рассмотрения ЕЭК готовит доклад, содержащий выводы об обоснованности мер, принятых органом государственного контроля (надзора). На основании доклада координатор рабочей группы в течение 5 рабочих дней с даты принятия доклада готовит проект рекомендации коллегии Комиссии об обоснованности мер, принятых с учетом требований, установленных техническими регламентами Союза.

Рекомендация коллегии Комиссии может применяться органами государственного контроля (надзора) для обеспечения единообразного подхода к принятию мер к продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.

Когда идти в суд

Необходимо отметить, что предложенный порядок не ограничивает право обращаться в судебные органы или применять иные механизмы решения вопросов об обосновании мер в отношении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а подача обращения в Комиссию не является основанием для приостановки применения мер, принятых органом госконтроля (надзора).

Право обращения в ЕЭК предоставлено только государствам – членам ЕАЭС. Вместе с тем основанием для обращения может послужить заявление от хозяйствующего субъекта либо бизнес-объединения, направленное в уполномоченный орган в Республике Беларусь: Министерство экономики, Министерство промышленности, Госстандарт, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Это позволяет субъектам предпринимательства, деятельность которых затронута неправомерными ограничениями, инициировать защиту своих интересов на межгосударственном уровне.

Новая процедура существенно расширяет инструменты защиты прав белорусских участников внешнеэкономической деятельности в пределах ЕАЭС. Она особенно актуальна для компаний, экспортирующих продукцию в Российскую Федерацию, Казахстан и Армению, поскольку большинство спорных ситуаций по техническому регулированию возникает именно на этих направлениях.

Как доказывать правоту

Следует подчеркнуть, что реализация нового механизма потребует от бизнеса высокой степени правовой грамотности и готовности оперативно предоставлять обоснованные доказательства соответствия своей продукции требованиям техрегламентов.

Необходима своевременная фиксация всех фактов ограничения: отказов в приемке товара, предписаний органов контроля, актов досмотра и прочих документов.
Появление нового механизма урегулирования споров соответствует курсу на углубление экономической интеграции внутри ЕАЭС, минимизацию торговых барьеров и повышение правовой определенности для субъектов хозяйствования. Это также подтверждает растущую роль ЕЭК как эффективного органа наднационального регулирования, способного разрешать конфликтные ситуации без обращения к затяжным судебным разбирательствам.

Таким образом, порядок, введенный Решением коллегии ЕЭК от 01.08.2025 № 110, представляет собой значимый шаг в формировании единого экономического пространства Союза и может быть востребован как государственными органами, так и бизнесом при наличии действенного механизма взаимодействия.

Чья поддержка пригодится

Для эффективного использования этого инструмента субъектам внешнеэкономической деятельности рекомендуется взаимодействовать с профессиональными объединениями предпринимателей и специализированными юридическими организациями, способными обеспечить процессуальную поддержку и защиту интересов на всех стадиях урегулирования.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все