- О 5 млн евро, 100 клиентах и зачете от Нацбанка
- Консервативный инструмент – залог успешного эксперимента
- О том, почему пустует рублевый ФБУ
- Стратегия для белорусов: тише едешь – дальше будешь
- О европейском опыте и высоких ставках по вкладам
- 1,6% от стоимости чистых активов фонда – лекарство от чрезмерного риска
- «Пай онлайн» – ежедневный мониторинг не для слабонервных
- Только понятные активы, только минимальный риск
- Об идеале финансового гурмана
Не вкладами едиными жив белорусский народ. Не так давно у населения появилась возможность приумножать свои накопления через фонды банковского управления (ФБУ). В 2012 году проект был экспериментальным, сегодня он встал на «официальные» рельсы и готов обыгрывать доходность валютных депозитов. В тонкостях работы ФБУ Myfin.by разбирался вместе с экспертом Приорбанка начальником отдела инвестиционно-банковских операций Олегом Леонтьевым.
О 5 млн евро, 100 клиентах и зачете от Нацбанка
– В 2010 году был принят указ президента, по которому в качестве эксперимента двум банкам – Приорбанку и Белинвестбанку – было разрешено создавать фонды банковского управления. Цель эксперимента была уточнить, насколько популярными могут быть ФБУ у белорусских граждан и предприятий. По сути, мы предлагали клиентам управление их коллективными инвестициями. Речь идет о том, что банк собирает денежные средства множества физических лиц и предприятий и далее в соответствии с инвестиционной декларацией фонда размещает их в различные финансовые инструменты.
– На момент проведения эксперимента Приорбанк создал и активно работал с одним фондом в белорусских рублях, который занимался размещением средств клиентов на межбанковском рынке от 1 до 7 дней. Получив прибыль на межбанке, мы отдавали клиентам доход за минусом нашего вознаграждения. В пиковый период активности мы привлекли в фонд порядка 5 000 000 евро в эквиваленте. Общее число клиентов, которые размещали средства в фонде, превысило 100, большинство из которых являлись юридическими лицами. Такая особенность перераспределения интересов обусловлена тем, что прибыль юрлиц от участия в ФБУ освобождалась от уплаты налогов, в отличие от прибыли, полученной от банковских депозитов.
Консервативный инструмент – залог успешного эксперимента
– На тот момент мы решили не создавать фонды, которые будут инвестировать в ценные бумаги. Дело в том, что это более рискованный инструмент, чем межбанковский рынок. Для эксперимента все-таки лучше использовать консервативный подход. Клиенты должны привыкнуть к новому инструменту, и доход должен быть стабильный, чтобы люди осознали, что продукт работает. Эксперимент завершился в конце 2012 года. Нацбанк счел его успешным и внес изменения в банковский кодекс, причислив работу с ФБУ к стандартным банковским операциям.
О том, почему пустует рублевый ФБУ
– Сегодня у нас работает один фонд в национальной валюте и 2 фонда в евро и долларах США. Рублевый фонд сейчас действительно не наполнен. Мы, как и во время проведения эксперимента, средства клиентов, переданные в фонд в национальной валюте, размещаем на рынке МБК. Сегодня ставки там намного ниже, чем по вкладам в национальной валюте (30% годовых и 18% годовых соответственно – прим ред ). Поэтому о какой-то активности в обозримом будущем мы не говорим.К тому же льгота для юрлиц, которая была во время эксперимента, уже отменена.
– Будет дефицит ликвидности на межбанке – будет и спрос на наш продукт.
Стратегия для белорусов: тише едешь – дальше будешь
– Физических лиц мы планируем привлекать в основном в валютные фонды. Здесь инвестиционная стратегия иная. Помимо межбанковского рынка средства клиентов мы можем размещать в другие инструменты, в частности в иностранные ценные бумаги. Мы ориентируемся на покупку паев других фондов. Почему так? Потому что с точки зрения теории и практики покупка пая другого фонда – это менее рискованный подход, нежели покупка какой-то конкретной позиции на фондовом рынке. В фонд, как правило, включены порядка 100 позиций по акциям и облигациям иностранных компаний. В итоге, если даже проблемы будут у одного эмитента, это не значит, что они коснутся всех остальных.
– Поскольку наше население еще не достаточно глубоко знает особенности фондового рынка, мы решили начать именно со стратегии минимизации рисков.
О европейском опыте и высоких ставках по вкладам
– Основная причина отсутствия интереса к фондовому рынку – высокие ставки по депозитам в белорусских банках. Особенно это касается депозитов в национальной валюте. Этот фактор является определяющим не только для Беларуси. Из опыта работы наших коллег в Восточной и Центральной Европе: пока там держались высокие ставки по депозитам, население не обращало внимания на фондовый рынок. Но как только ситуация изменилась коренным образом, ставки упали до 0,5%, максимум 1% годовых, люди сразу обратились к фондовому рынку. К тому же подогреть интерес к фондовому рынку может повышение финансовой образованности граждан и их желание эффективно распоряжаться своими накоплениями.
– С точки зрения долгосрочных перспектив, чтобы обогнать инфляцию, эффективными являются как раз вложения в фондовый рынок, недвижимость и драгоценные металлы.
1,6% от стоимости чистых активов фонда – лекарство от чрезмерного риска
– Для валютных фондов входной барьер составляет 1 000$ или 1000 EUR. Мы считаем, что это приемлемая сумма для белорусов. Доходность не определяется суммой вклада. Все зависит от ситуации на финансовом рынке и насколько эффективно банк управляет средствами клиента. Полученная доходность распределяется между всеми участниками фонда в зависимости от объема вложенных средств. Вознаграждение банка как управляющего составляет 1,6% от величины чистых активов фонда. Такой подход к взиманию вознаграждения - это стандартная мировая практика. Он обусловлен желанием управлять средствами клиентов с минимальным риском. Ведь если наше вознаграждение будет привязано к прибыли фонда, мы будем стараться инвестировать в те инструменты, которые предполагают высокую доходность. А она всегда сопряжена с большими рисками.
«Пай онлайн» – ежедневный мониторинг не для слабонервных
– Клиент передает нам денежные средства в полное доверительное управление. Мы в инвестиционной декларации фонда публично объявляем, куда и в каком объеме будем инвестировать средства фонда. Далее мы сами, ориентируясь на стратегию, определяем в какие моменты что-то покупать или продавать. С каждым клиентом при такой форме взаимодействия не заключается отдельный договор. Юридически все происходит на основе присоединения, а долю участия в фонде подтверждает долевой сертификат. Наши клиенты могут ежедневно отслеживать на сайте Приорбанка, как изменяется стоимость пая. Хотя мы, конечно, не советуем держать руку на пульсе фонда с такой частотой. Поскольку это все-таки долгосрочные инвестиции. Вкладывать в ФБУ следует средства, которые в ближайшие год-два вам не понадобятся.
Стратегия наших фондов сбалансированная. Часть средств идет на фонды акции, часть – на фонды облигации. Последние являются менее доходными, но более стабильными. Мы не стремимся, невзирая на риск, добиться максимальной прибыли. Наша цель – обыграть ставки по валютным депозитам. Тем не менее, гарантировать доходность в ФБУ никто не может, все зависит от ситуации на рынке.
Только понятные активы, только минимальный риск
– Покупая паи фондов акций мы, конечно, видим, что в них входит. Это, как правило, акции крупнейших американских компаний из индекса S&P500 либо акции известных европейских компаний. Паи других фондов выбираются с той же ориентацией на снижение рисков нашего клиента. Компании, которые управляют этими фондами, должны достигать хороших показателей деятельности и демонстрировать качественное управление. По возможности – они также должны быть публичными и котироваться на бирже.
– В работе с фондом в евро мы еще более консервативны. Здесь речь идет о покупке фондов под управлением наших коллег по Группе Райффайзен – управляющей компании Райффайзен Капитал, которая базируется в Австрии. Почему мы так делаем? С одной стороны, в плане затрат ФБУ для нас это оптимальный вариант. Плюс – у австрийцев очень консервативные методы управления фондами, и мы знаем, что работаем с профессионалами. Кроме того, они оперируют крупными суммами и работают с миллионами клиентов. С точки зрения организации работы наших ФБУ мы использовали весь позитивный опыт группы Райффайзен, других европейских коллег, чтобы клиенты Приорбанка имели доступ к европейскому качеству. Мы не можем гарантировать доходность, но этого не может сделать никто. Однако мы используем самые современные технологии в управлении рисками.
Об идеале финансового гурмана
– К нам приходят люди, которые имеют общее представление о фондовом рынке и понимают, зачем им нужны фонды банковского управления. Это те люди, которые пытаются найти дополнение к депозитным доходам. Последний у них уже сформирован, и какую-то часть своих сбережений они бы хотели разместить в другие инструменты, чтобы в целом повысить доходность в долгосрочном периоде. Для достижения этих целей фондовый рынок – идеальный инструмент.
Автор: Юлия ЛОКОТКОВА