Сайт может перестать корректно работать
Часть функционала сайта перестанет работать. Мы не сможем хранить персональные настройки и рекомендации.
Для полноценной работы всего сайта рекомендуем принять все cookie или выполнить настройку.
Отклонить
Настроить
Принять соглашение

Такси в Беларуси: изменятся ли цены с появлением новых игроков на рынке?

Такси в Беларуси: изменятся ли цены с появлением новых игроков на рынке?
Фото носит иллюстративный характер. Источник: immunocap.ru
Фото носит иллюстративный характер. Источник: immunocap.ru

Накануне Международного дня таксиста, который отмечается 22 марта, Myfin.by узнал, что происходит на белорусском рынке такси, каковы цены, станут ли дешевле услуги после появления второго крупного игрока на рынке, а также можно ли сегодня подработать таксистом.

Машин стало меньше, водителей – нет

С 1 ноября 2024 года рынок пассажирских перевозок в Беларуси, в том числе и такси, работает по новым правилам: создан реестр автомобильных перевозок пассажиров, в который включены все, кто задействован в сфере нерегулярных перевозок, в том числе такси. В реестр включаются данные о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях такси), водителях, диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и такси.

Myfin.by узнал у создателя Республиканского клуба таксистов TaxoBRO Максима Кошеленкова, как изменилась ситуация на рынке.

Рынок по-прежнему монополизирован «Яндексом», который занимает более 90% объема перевозок, а может, и 95%. Это одна из двух главных причин, не дающих развивать рынок такси, – считает собеседник.

Что сейчас с ценами, которые напугали пассажиров в конце прошлого года? По словам Максима Кошеленкова, в ноябре они взлетели потому, что не хватало машин, которые необходимо было в обязательном порядке оснастить таксометрами, оклеить, застраховать должным образом.

Цены в начале ноября резко подскочили, потом постепенно вернулись на прежний уровень и остаются такими же, как до введения реестра. Количество машин тоже постепенно возвращается на прежний уровень, – пояснил Максим Кошеленков.

Он также добавил, что именно нехватка машин, а не водителей привела к тому, что в начале ноября цены были аховыми. Так, по информации Транспортной инспекции, водителей стало больше. Но тут, вполне вероятно, речь идет не только о столице страны, возможно, рост обеспечен регионами.

Одно точно (и об этом сообщала ГАИ) – в конце прошлого года стало больше водителей-иностранцев. Хотя их далеко не так много, как, например, в России.

Программная касса – ключ к успеху и похороны монополии

Компания А1 заявила, что в мае запустит собственное приложение для такси. Пока проект находится на этапе тестирования всех систем. Сейчас А1 получает необходимые разрешения, становится агрегатором платежей, регистрирует инфоресурсы, а также вступает в реестр диспетчеров такси, готовит юридическую базу и программы лояльности.

Не берусь оценивать реальность запуска проекта уже в мае, но платформа, на которой они собираются работать, очень мощная, сродни «Яндексу». Так что перспективы скорого появления нового крупного игрока на рынке (с учетом информации о том, что под проект начнет действовать программная касса) весьма реалистичные, – отметил собеседник.

По словам создателя Республиканского клуба таксистов TaxoBRO, программная касса, которая, по информации представителей А1, должна начать функционировать до начала работы отечественного оператора такси, – это «открытая настежь дверь на рынок такси».

Входи и завоевывай. Если программную кассу действительно запустят в ближайшее время, то это перевернет мир такси и монополия «Яндекса» будет разрушена, – уверен Максим Кошеленков.

Что такое программная касса? Это аналог таксометра, ПО/приложение/устройство, которое принимает любые виды платежей: наличные, безналичные.

По словам собеседника, пока программной кассы нет – шансов у конкурентов «Яндекса» тоже нет. Когда она появится, все диспетчеры (операторы такси) смогут бороться за клиента на равных условиях.

Снизятся ли цены на услуги такси?

Цены вряд ли упадут. Они и так невысокие. Водители же будут в цене, оба перевозчика начнут предлагать лучшие условия. Но не за счет пассажиров – конкуренция же. Операторы просто начнут доплачивать таксистам, – считает собеседник.

О запуске собственной службы такси заявлял еще один мощный игрок (но не на рынке перевозок) – Wildberries.

Считаю, что это огромный кит, который, ворвавшись на рынок, может составить конкуренцию «Яндексу». Ведь у WB огромная база людей с уже привязанными картами и телефонами. Соответственно, на рекламу им нужно 0 рублей – одного пуш-уведомления хватит для того, чтобы вся Беларусь получила сообщение о том, что можно заказать такси у Wildberries, – сказал Максим Кошеленков.

Он добавил, что есть одно важное но: набрать и вывести нужное количество водителей на линию для нового большого игрока на рынке (будь то А1 или Wildberries) в условиях действия реестра будет тяжело.

Потому что их даже сейчас не хватает. Но если это случится и, как сообщается, работать Wildberries будет только по безналу, то на рынок они «зайдут по красоте», – уверен создатель Республиканского клуба таксистов TaxoBRO.

Можно ли сегодня подработать в такси?

После прихода в Беларусь агрегаторов (Uber и Яндекс, в конце концов объединившихся) вариант с подработкой в такси стал очень популярным. Можно ли сегодня, после введения новых правил, подрабатывать в такси?

Можно, но только если вы решите идти водителем в какой-то парк. Идти со своей машиной – дорого и нецелесообразно. Есть, если обобщить, три варианта работы в такси. Первый – работа за процент, когда водитель идет в парк со всеми необходимыми документами, получает заправленную машину и выходит на линию. В этом случае подработка актуальна. Второй вариант – подработка на своей машине, опять же, в парке. В этом случае затраты будут превышать заработок. Третий – открыть ИП или фирму и работать на себя, – рассказал Максим Кошеленков.

Что же необходимо, чтобы начать работать водителем такси, хотя бы по вечерам? Во-первых, два года водительского стажа. Во-вторых, медицинская справка без ограничений на работу в такси. В-третьих, курсы водителя такси, в-четвертых – курсы повышения квалификации, в-пятых – необходимо оформить и укомплектовать машину должным образом.

Некоторые из этих пунктов потребуют определенных трат: не только времени, но и денег.

Курсы повышения квалификации стоят на данный момент около 450 рублей. Есть варианты за 300, есть за 600. Длительность – около 10 дней. Курсы водителей такси обойдутся от 50 до 100 рублей, и пройти их можно за один день – несколько лекций по теории и правилам пользования таксометром, ознакомление с нормативными документами, – рассказал Максим Кошеленков.

Ударит по кошельку и приобретение таксометра и оформление машины.

С 1 ноября 2024 года работать на своей машине стало очень накладно. Чтобы попасть в реестр перевозчиков, необходимо иметь техосмотр, страховку на пассажира и на автомобиль, таксометр, оклеить машину должным образом. В целом придется потратить порядка 3000 рублей. Можно сэкономить: купить бэушный таксометр, найти варианты по некоторым другим пунктам – и снизить расходы до 2000. Но все равно это большие деньги, поэтому машин на линии стало чуть меньше, – пояснил собеседник.

Международный день таксиста

Создатель клуба TaxoBRO рассказал, что праздник участники организации, в которую входит несколько сотен членов, отметят соревнованиями по вождению. Они пройдут в Витебске. Это наверняка станет традицией.

Но есть и другая традиция: «Яндекс» ежегодно удваивает чаевые, которые пассажиры оставляют (но только по безналу) в этот день. Так что, если вам понравилось, как вас обслужили, можете легко (и денежно) поздравить водителя такси с его профессиональным праздником.

Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Оформление заявки
Оставьте заявку и получите:
Отправить заявку
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все