
В Беларуси всё больше творческих людей находят способы превратить искусство в источник стабильного дохода. Художники перестают быть лишь авторами картин «для души» — они становятся полноценными предпринимателями, способными продавать свои работы офлайн и онлайн, находить покупателей за рубежом, сотрудничать с галереями и брендами. Но как именно им удаётся монетизировать творчество? Какие стратегии работают на белорусском рынке, а какие — за его пределами? Мы поговорили с несколькими успешными белорусскими художниками, чтобы узнать, как им удаётся зарабатывать на искусстве, совмещая вдохновение и бизнес-подход.
«Искусство оказалось ревнивым и не отпустило»
Владимир Кондрусевич
Художнику 49 лет. Он занимается станковой и монументальной живописью. Персональные выставки проходили в Беларуси, Германии, Швейцарии, Польше. Является автором монументальных работ в частных и общественных зданиях, среди которых фрески в костёлах в Полоцке и Россонах.
Финансовый успех для меня — это не просто цифры, это укрепление внутренней правоты и уверенности в собственном пути. Мне не приходится специально искать баланс между творчеством и коммерцией: когда работа идёт, всё естественным образом складывается.
Опыт международных выставок в Германии, Швейцарии и Италии — это и большой финансовый интерес, и возможность увидеть себя в более широком культурном контексте. Особенно горжусь монументальной работой для посольства Ватикана в Минске — это проект с особой энергетикой и значением.
Заработок бывает очень разным: долгосрочные проекты могут приносить и по 20 000 евро, но бывают и периоды полного отсутствия дохода. Искусство — это всегда игра с непредсказуемостью.
Постоянный доход в Беларуси, конечно, возможен, но для этого нужна развитая инфраструктура: больше галерей, выставок, поддержка государства и коллекционеров. Совет начинающим художникам — быть честными с собой, не бояться идти своим путём и помнить, что творческая деятельность — это прежде всего привилегия, требующая искренности и настойчивости.
«Каждый должен уметь зарабатывать любимым делом»
Алексей Корабельников
Художник-живописец, 38 лет. Преподаватель гимназии-колледжа искусств. Сотрудничает с различными галереями, в частности, минскими, питерскими, а также галереями онлайн.
— Я всегда придерживался и придерживаюсь правила, что каждый должен уметь зарабатывать любимым делом. Но для этого должно быть очень сильное желание и уверенность в своих силах. Мне, к счастью, удается совмещать творчество и необходимость зарабатывать. Например, я могу продавать свои работы через некоторые онлайн-площадки (наиболее развитые, на мой взгляд, Artcenter.by и Artnow.ru). При этом я могу дополнительно зарабатывать, проводя мастер-классы и преподавая.
Думаю, в вопросах заработка обязательно нужны выдержка и терпение. Сразу деньги не приходят. Нужно время, готовностьпараллельномногоработать... и обязательно уметь мечтать. И всё придёт!
Художник, на мой взгляд, должен быть не просто творцом, а еще и отличным менеджером — постоянно продвигать свои работы, быть активным и заметным на разных площадках, в галереях, в интернете. Без этого стабильности не будет. Самыми надёжными для меня оказались профессиональные площадки, такие как Artcenter.by и Artnow.ru, плюс галереи, с которыми сотрудничаю. Кроме того, важно не останавливаться на достигнутом и искать новые возможности для показа и продажи своих работ. Это кропотливый труд, но он даёт результат.
Балансировать между творческой свободой и коммерческим успехом я никогда особо не пытался. Наверное, получается просто работать так, чтобы и то, и другое шло вместе — без лишних раздумий. Важно лишь уметь мечтать и работать упорно. Особенно на старте: денег сразу не будет, здесь нужна выдержка и терпение.
Мастер-классы и преподавание тоже помогают — это не просто дополнительный доход, но и способ поддержания творческого огня, общения с теми, кому близка эта профессия.
Социальные сети, особенно Instagram, сыграли большую роль в продвижении моих работ. Они помогают наладить связи с потенциальными клиентами и расширяют возможности для заработка.
Что касается материалов, то я всегда вкладываюсь в качество — хорошие кисти, краски, холсты. Это ощутимые траты, но они себя окупают, ведь цена картины напрямую зависит от качества исполнения.
Да, опыт работы с галереями и коллекционерами бывает и стабильным, и не очень — всё зависит от рынка. Но тогда, когда это удаётся, приносит ощутимую финансовую поддержку. Международные продажи, например в США, дали мне не только дополнительный доход, но и вдохновение для профессионального роста.
Уверен: если художник готов много работать и быть активным в продвижении своего творчества, он может полностью жить за счёт своих картин. Это действительно возможно, но требует полной отдачи и профессионального подхода.
«Просто продать картину — это уже большой успех»
Мультидисциплинарный художник, креатор, дизайнер, фотограф, ТВ эксперт, мастер по боди-арт. Участник многочисленных городских, республиканских и международных проектов. Организатор концептуальных выставок и мероприятий. Работы выставляются в галереях Беларуси, кроме того картины находятся в галереях и в частных коллекциях Беларуси, России, ОАЭ, Литвы, Польши, Великобритании. Художница автор ряда уникальных проектов, среди которых «Запах цвета», «Богемские валенки», «Другая кожа», «Зорка», «Сердце луны», «Символы времени».
— К идее заработать на творчестве я пришла через само творчество. Ещё во время учёбы в педагогическом университете на втором курсе на одной из арт-ярмарок были проданы четыре картины студентов, и среди них две мои. Это был первый ощутимый успех и подтверждение, что искусство может стать источником дохода. С 2007 года я также делала боди-арт на различных мероприятиях, и эти заработки помогали мне жить.
За годы работы изучила множество каналов продаж, но самые эффективные для меня — это прямые знакомства и «сарафанное радио». Моё искусство — как особый язык, с авторским почерком, который откликается у тех, кому близки мои ценности и символика. Это помогает находить именно тех, кто ценит мои работы по-настоящему.
Баланс между творческой свободой и коммерческим успехом очень важен, но сохранить его непросто. Для художника это всегда вызов: чтобы создавать новое, нужно абстрагироваться от земных проблем, но при этом нельзя игнорировать финансовые и бытовые вопросы — они не исчезают сами собой. Я стараюсь сочетать творческое вдохновение с заказами, мастер-классами и другими способами монетизации, чтобы не выгореть и развиваться дальше.
Финансовые трудности в начале пути связаны, прежде всего, с затратами на материалы и оборудование. С одной стороны, это статья расходов, которая непрерывно растёт — всегда хочется купить лучшие кисти, мольберт, найти мастерскую. С другой — нельзя снижать планку и останавливаться на достигнутом, ведь крупные проекты подразумевают высокие требования и вложения.
Основной доход в творчестве возможен, если есть опыт, поддержка и круг общения. Я считаю, что у всех художников есть какой-то дополнительный источник дохода, но важно стремиться к тому, чтобы именно творчество могло стать устойчивым источником.
За пределами классической живописи я активно провожу мастер-классы, популяризируя своё искусство. Проводила демо-уроки в музеях и организовываю авторские мастер-классы по технике фактурных картин, росписи одежды и использованию потали. Это не только дополнительный заработок, но и способ делиться энергией творчества со зрителями.
Социальные сети стали для меня мощным инструментом — мой личный бренд строился ещё с 2005 года благодаря выразительному стилю и сильной идее. Они помогают распространить визуальный образ моих работ и мероприятий, что способствует расширению аудитории и увеличению дохода.
Главные инвестиции — в собственное развитие. Опыт взаимодействия с мастерами разных направлений — стилистами, художниками, мастерами боди-арта — позволил мне стать мультидисциплинарным художником и расширить возможности для заработка.
Работаю с галереями и стараюсь расширять границы, выходить за пределы Беларуси, ведь рынок здесь пока достаточно тихий. Хочется, чтобы искусство было более популярным, а художники — финансово защищёнными.