
После получения Генеральной лицензии OFAC №11, «Белавиа» получила адресное разрешение от Бюро промышленности и безопасности США, позволяющее выполнять определенные операции с самолетами. Полеты в Россию остаются под строгими ограничениями. Какие направления открылись, рассказывает Сергей Белявский, директор юридической компании «Экономические споры», рекомендованный арбитр МАС при БелТПП, медиатор.
– Это разрешение касается не общих санкций, а экспортного контроля. В письме, адресованном генеральному директору Игорю Чергинцу, Бюро разрешило «Белавиа» выполнять некоторые операции с ее самолетами, но также указало на ограничения по направлениям полетов, - рассказывает эксперт.
Главное, что нужно знать – «Белавиа» не может летать в Россию на своих «боингах» по этому общему разрешению. Для таких рейсов нужны отдельные лицензии.
Новые правила для полетов и обслуживания самолетов
В письме Бюро говорится, что, несмотря на ограничения, «Белавиа» может выполнять полеты на некоторых самолетах, а также проводить их техническое обслуживание, ремонт и переоборудование.
– Разрешение касается восьми конкретных самолетов Boeing, но не включает Boeing 767-8EVBBJ2 с регистрацией EW001PA, который исключен из списка. Эти самолеты принадлежат или находятся в аренде у «Белавиа», - добавляет Сергей Белявский.
Что касается маршрутов, то полеты на перечисленных самолетах запрещены в Кубу, Иран, КНДР, Сирию и Россию, включая новые территории. Исключения возможны только по отдельным лицензиям. Это значит, что «Белавиа» может летать в большинство других стран, но не в Россию.
Условия обслуживания и поставок для «Белавиа»
Бюро также объясняет, как будет работать сервис и снабжение. Разрешены техническое обслуживание, ремонт и обслуживание самолетов с участием поставщиков, кроме тех, кто под запретом. Можно поставлять расходные материалы и детали в третьи страны для указанных самолетов, но при соблюдении других условий.
– Важно помнить, что такие материалы нельзя экспортировать или реэкспортировать в Россию, Беларусь и другие страны с ограничениями без отдельной лицензии, - продолжает Сергей Белявский.
Если лицензия на поставку в эти страны получена, это возможно, но только для указанных самолетов. Бюро уточняет, что это письмо будет действовать до его отмены и касается только перечисленных действий. Оно не отменяет других федеральных норм США, включая санкции OFAC и экспортный контроль Госдепа (ITAR).
«Полеты в Россию остаются под контролем»
Важно отметить, что накануне OFAC открыл возможность для работы американских компаний с «Белавиа» по Генеральной лицензии №11, а Бюро теперь уточнило, на каких именно «боингах» и при каких условиях можно летать и обслуживать эти самолеты. Для полетов в Россию и другие санкционные направления по-прежнему нужна отдельная лицензия Бюро.
Для банков и поставщиков это создает более четкие правила. Есть официальный текст Генеральной лицензии №11 от 11 сентября и письмо Бюро от 12 сентября, в котором указаны самолеты, исключение EW001PA и запрещенные направления.
Эти документы определяют, что сделки и услуги могут быть более широкими, чем раньше, но полеты в Россию по-прежнему требуют отдельной лицензии, и другие требования (EAR/OFAC/ITAR) остаются в силе.
Для «Белавиа» это означает, что компания может восстановить часть гибкости в международных маршрутах и обслуживании «боингов», но полеты в Россию остаются под контролем.
Ранее сообщалось, что с 11 сентября 2025 года «Белавиа» получила возможность работать с американскими контрагентами благодаря Генеральной лицензии OFAC № 11. Эта лицензия позволяет компании и ее дочерним предприятиям, где она владеет от 50% и более акций, проводить законные сделки, включая поставки, обслуживание и платежи, которые ранее были запрещены.
Американские компании и банки могут сотрудничать с «Белавиа», что позволяет авиакомпании использовать американские запчасти для обслуживания. Лицензия не исключает «Белавиа» из санкционных списков США, и компания по-прежнему находится в них.